среда, 13 марта 2019 г.

Ли Цзиин


Перевод с китайского языка и комментарии:
Константинов В.А.
 
Господин Ли Цзиин
Господин Ли Цзиин [1] родился в 30-й год под девизом правления Гуансюй династии Цин (1904 год) и скончался в 1962 году. С малых лет он начал изучать методы работы Липай у своего старшего брата Ли Боина и дяди по Школе Ли Цзинсюя. Согласно сведениям старшего поколения семьи Ли однажды Ли Жуйдун позвал Ли Боина в главный зал и,указав на Ли Цзиина, сказал: «Он ещё мал, поэтому согласно законам ты должен хорошенько учить его. Однако запомни, что я запрещаю тебе бить или ругать его!»
Ли Цзиин был смышлёным от природы и обладал большой восприимчивостью (способностью к прозрению), обучаясь у нескольких Учителей старшего поколения. Представитель второго поколения передачи Чэнь Цзисянь говорил последователям: «Цзиин продвигается в практике Тайцзи очень быстро» [2]. В исторических записях сказано, что каждый раз, когда он сходился с противником, тот отлетал, едва соприкоснувшись с ним руками, взлетал вслед за испускаемым звуком, хотя Ли Цзиин «телом не двигался». Ли Цзиин превзошёл своих предшественников, собрав в одном теле разнообразные методы Липай. Кроме того через упорные тренировки он достиг мастерства в «ладони пяти громов» (у лэйчжан) [3]. Он строго следовал семейным поучениям: «В совершенствовании военного искусства непременно нужно совершенствоваться в Дэ». Он всегда говорил: «Не надо гнаться за успехом в совершенствовании, и он придет само собою».

Также он говорил: «В этом совершенствовании прежде всего необходимо совершенствовать сердце». Старшее поколение Липай рассказывали, что передавая воинскую работу, Ли Цзиин всегда начинал обучение от «прямоты сердца», «вхождения во врата»,  «совершенствования поступков» и «выправления-регулирования», постепенно углубляясь, безо всякой показухи (внешних эффектных движений) и имея собственный набор методов обучения, которые соответствовали Школе, родословным книгам (пу) и требованиям. Это было связано с его тщательным упорядочиванием многочисленных сочинений Ли Жуйдуна и кулачных родословных (цюаньпу). Некоторые говорили, что он, несомненно, постиг кулачный принцип по-настоящему.
Однажды один человек спросил у Ли Цзиина: «Что такое эликсир (дань, )  На что Ли Цзиин ответил: «Эликсир-дань – это одиночное, не парное (дань,). Его Дао-путь подобен единому. Только лишь Дао не имеет пары, потому именуется эликсиром. Небо обретает единое и тем самым становится чистым. Земля обретает единое и умиротворяется. Горное ущелье обретает единое и наполняется. Человек получает это единое и может жить долго. Методы работы внутреннего эликсира (нэйдань) сутью считают идею единства человека и Неба, где человеческое тело является треножником и печью, а цзин, ци и дух-шэнь – лекарственным веществом (яо у). Это является определенным способом совершенствования, когда внутри своего тела выплавляется и завязывается эликсир». Будучи известным мастером медицины, Ли Цзиин еще добавил: «Методы работы нэйдань произошли из Дао Хуан-ди и Лао-цзы подобно тому, как «Схема внутренних видов» (нэйцзинту) проистекает из «Внутреннего канона Хуан-ди» (Хуан-динэйцзин), а у патриарха Чжан Саньфэна достигли наивысшего расцвета. Его истоки очень глубоки и длительны, но его истинные следы не имеют отпечатков – то, что называют: Великое Дао не имеет формы». Тогда человек спросил у него: «Какого уровня в совершенствовании нэйдань достиг Патриарх Ли Жуйдун?» Ли Цзиин в ответ улыбнулся…

В начальные годы «освобождения от Гоминьдан», общество ушу города Пекина, основываясь
Маршал Хэ Лун
на месте происхождения Ли Жуйдуна, отыскали в Уцине семью Ли и специально пригласили Ли Цзиина приехать в столицу для обучения Липай Тайцзицюань. Вскоре исполняющий на тот момент обязанности председателя государственного комитета по физической культуре и спорта маршал Хэ Лун узнал, что в районе Шичахай немало мест, где распространяется созданный Ли Жуйдуном Лиши Тайцзицюань, и поспешил встретиться с Ли Цзиином.
Ли Цзиин продемонстрировал Хэ Луну Липай «Тайцзи Усинчуй» и «Бафа цимэнь цюань», естественно разъяснив еще и содержание культуры кулачных методов Липай и особенности кулачного принципа. Чжан Шаотан в своей книге «Кулачные методы Липай. Оружие Липай Тайцзи» пишет: «В начальный период освобождения маршал Хэ Лун лично встретился с Ли Цзиином и после того как услышал его рассказ и увидел его мастерство, воскликнул: “О, искусство Тайцзи – чудо из чудес!”». Такое впечатление осталось у Хэ Луна от Ли Цзиина и кулачных методов Липай.

В Пекине есть три передних (цяньсаньхай) и три задних озера (хоусань хай). «Три передних» означает южное озеро (наньхай), среднее (чжун хай) и северное (бэй хай), которые относятся к паркам императорского дворца. Под задними озерами понимают переднее озеро (цяньхай), заднее (хоу хай) и западное (си хай). Это место богато листвой и листьями лотоса, и было предназначено для прогулок и развлечения простого народа. Также в их число входили три задних озера Шичахай. В то время помимо обязанностей обучению кулачных методов в нескольких учебных заведениях, Ли Цзиин обычно в районе передних озер передавал кулачные методы горожанам. Так как к этому месту близко прилегала резиденция Чжана – одного из «четырех знаменитых министров» конца династии Цин Чжан Чжидуна (1837—1909), то люди, проживающие внутри резиденции, часто приглашали Ли Цзиина для обучения гунфу.

Согласно сведениям представителей стиля Чоцзяо района Жаоян, где проживал один из Учителей Ли Жуйдуна по Чоцзяо[4] - Ли Лаосуй, двое его учеников Бай Лаосю и Бай Лафан в то время были охранниками в доме Чжан Чжидуна. Преемник Бай Лаосю в четвертом поколении передачи господин Вэй Чжиюань так упоминает об этом в письме автору этих строк: «Бай Лаосю и Учитель Ли Жуйдун были братьями по школе, и в разное время прибыли в столицу, но только Учитель Ли Жуйдун вошел в императорскую резиденцию, а Бай Лаосю же работал в доме Чжан Чжидуна. Как говорят, в Пекине они тесно общались». Господин Вэй пишет: «Чжан Чжидун вначале хотел изучать кулачное искусство у Бай Лаосю, но тот посоветовал пригласить в Пекин своего Учителя Ли Лаосуя, вследствие чего, Чжан стал изучать кулак у Ли Лаосуя и вскоре познакомился с Ли Жуйдуном, получив должное одобрение от Чжана».
Чжан Чжидун некогда был генералом-губернатором и управлял провинциями Гуандун, Гуанси, Хубэй и Хунань (принадлежал к наиболее влиятельным деятелям поздней цинской династии). Ли Цзиин обучал кулачным методам в районе Цяньхай и был приглашен в качестве преподавателя в резиденцию Чжана. Связано ли это с тем, что он общался со старшим поколением, точно не известно. Однако он совершенно точно вместе с представителем Липай господином Гао Жуйчжоу основал в районе западного озера «Пекинское исследовательское общество ушу». В то время в этом районе был широко распространен Липай«Тайцзи усинчуй», уже оставивший глубокое впечатление у здешних горожан.
Маршал Хэ Лун недолго общался с Ли Цзиином. Так как по происхождению Ли Цзиин был из землевладельцев (помещиков), он не прошёл политическую проверку и его контракт как преподавателя был ликвидирован, после чего он вернулся в свой дом в Уцин. Однако вскоре государственный комитет по вопросам физкультуры и спорта послал письмо семье Ли, в котором представители семьи были приглашены на специальную государственную встречу в Пекин, посвященную всеобщему распространению и развитию Тайцзицюань. По той причине, что дом Ли относили к помещикам, семья стала жертвой диктатуры пролетариата и пострадала от классовой борьбы. Вследствие чего никто так и не передал это письмо в дом Ли и Школа Ли упустила шанс общения и контакта с дружественными школами Тайцзицюань. Тогда как школы тайцзицюань Чэнь, Ян, Сунь и У (Хао) на этой встрече были внесены соответствующими государственными органами в единый реестр, установив с ними связь и контакты. Установление подобного рода связи было письменно зафиксировано и фактически для каждой школы Тайцзицюань определяло исторический фундамент для развития и управления на государственном уровне. Но на тот момент реальным органом и «управленческим аппаратом», который мог бы представлять спортивное ушу, был только государственный комитет по делам физкультуры и спорта.
Согласно историческим исследованиям внедрение соревнований по кулачным видам на протяжении многих лет было продолжением традиции. Государство никогда не издавало никакого произвольного «документа» и ни на одном из собраний никогда не заострялось внимание на каком-то одном кулачном виде, также и никогда не давалась классовая оценка. И тем более не было формулировки о том, что такая-то школа или кулачный вид «признается», либо «не признается». Это объективно существовавший факт в истории китайского ушу. Однако это очень сильно сказалось на кулачных методах Липай. Ли Цзиин сожалел об этом всю жизнь.
Образ Чжэнь У в одном из храмов Удана
Исток линии Липай происходит из Удана, а без Чжэнь У[5] значение Удана было бы не полным. Уданшань считается местом возникновения великого Владыки Чжэнь У. Для распространения духа Чжэнь У в девятый год правления под девизом Тунчжи династии Цин (1870 г) семья Ли пожертвовала деньги на восстановление храма Чжэнь У (также назывался храм Сюань У) в уезде Уцин за западными воротами. Внутри храма стояла фигура великого Владыки. Ли Жуйдун согласно установленному времени всегда делал подношения перед образом Чжэнь У. Впоследствии Ли Цзиин и Сян Жуйтянь в монастыре открыли «Школу Чжэнь У» (Чжэньугуань), целью которой было сохранить монастырь и священный образ Владыки. Есть фотография, дошедшая до настоящего времени, в центре которой висит портрет Ли Жуйдуна, а под ним стоя и сидя расположены представители второго, третьего и четвертого поколений передачи. Эта фотография сделана после 1935 года в уезде Уцин внутри главного храма монастыря Чжэнь У. Представитель четвертого поколения Липай господин Нань Шихуа рассказывал автору об этом фото. Во втором ряду сидя (слева направо) сидят: Ли Цзиин, Ли Боин, Чэнь Цзисянь, Сян Жуйтянь и его сын Сян Чжицзо. 
Представители Липай в храме Чжэнь У в Уцине

Ли Цзиин так же как и отец превосходно разбирался в искусстве медицины, одновременно совершенствуясь в гражданском и военном искусствах, а также медицине. Он исследовал «Хуан-ди нэйцзин» и «Чжоу И», соединяя теорию науки медицины с Тайцзи ИньЯн. В своих записях он пишет: «Перемены обладают Тайцзи, который порождает два Начала; два Начала – это Инь и Ян. Инь и Ян – это Дао Неба и Земли, управитель всех вещей; между Небом и Землей, внутри шести соединений, ци девяти округов и девяти отверстий, пяти внутренних органов и двенадцати сочленений – всё сообщается с небесной ци».
Ли Цзиин в своем доме в Уцине оставался и принимал учеников сравнительно долгое время, пользуясь прекрасной репутацией. Главными учениками (дицзы) были Чжэн Бинчжан и Чжан Ваньшэн. Всего было около десяти человек. После того как японская армия вторглась в Уцин, небольшая группа солдат обосновалась в городском монастыре (Чэнхуанмяо) на северо-западе города. Прослышав о его воинской славе, они захотели, чтобы тот обучал японских солдат, но Ли Цзиин наотрез отказался.
В разное время Ли Цзиин дважды был руководителем обобщения и составления сборника многочисленных произведений Ли Жуйдуна и представителей Липай с цельювыпустить в печать издание, но безрезультатно, о чем он сожалел до конца дней. Сейчас в народе имеет хождение сборник его рукописей конца народной Республики под названием «Кулачные родословные записи Уцинской Школы Тайцзи» (Уцинпай Тайцзицюань пу), также называемые «Родословные записи Тайцзицюань» (Тайцзицюань пу) или «Кулачные родословные записи Уцина» (Уцинцюаньпу). У представителя четвертого поколения передачи Липай господина Син Цилиня хранится относительно много рукописей. После «периода освобождения» в 1949 годубольшая масса произведений и реликвий Ли Жуйдуна, переживших политическое движение, отнесли к категории "капиталистических". Многое было изъято и сожжено. Ли Цзиин сквозь слёзы говорил потомкам: «Количество сожженных фотографий семьи Ли в общем счете превышает тысячу, среди них более двухсот работ живописи и каллиграфии, около тысячи томов древних книг и редких изданий…Мы не смеем хранить в тайне ни одну вещь! Иначе нас будут осуждать, и идти против нас!». К настоящему моменту семья Ли не нашла ни одной фотографии Патриарха или фотографии поколения его отца (включая отца Ли Жуйдуна Ли Сяоляня и его жены). Этот факт выходит за все рамки разумного.
Говорят, что фотография Патриарха Ли Жуйдуна, которая распространяется сейчас, была обнаруженаи переснятав подведомственном районе уезда Гуань города Ланфана в начале 80-х годов прошлого столетия представителями передачи Липай. Фотографии Ли Жуйдуна и представителей Липай, фотографии Ли Жуйдуна во время работы в императорском дворце, фото его жены Лю Шишэн, а также членов рода Ли – всё бесследно исчезло. По этой причине исторические фотографии Ли Жуйдуна и Школы Ли на сегодняшний момент мало распространены или не обнаружены вовсе. Этот факт вызывает у многих исследователей удивление. Многие полагали, что ученики, которые кланялись Ли Жуйдуну, обладали так называемыми «четырьмя недостатками» - это недостаточно распространенных письменных документов, недостаток фотографий, материалов и преданий событий прошлого. Стали считать, что это связано с тем, что Ли Жуйдун всегда придерживался независимости и уединенного совершенствования себя – стремился«омыться Добродетелью и держать тело в чистоте, укрывшись в своем доме, воплощать свои желания».
В 1962 году в период больших трудностей все тело Ли Цзиина отекло из-за последствий голода, что принесло ему массу неприятностей. И так как это не поддавалось лечению, в итоге он скончался в возрасте 58 лет. Члены семьи Ли никогда не забудут, как перед кончиной Ли Цзиин из последних сил сделал жест рукой своему старшему сыну Ли Юньлуну, дав понять, чтобы тот принес кисть и бумагу. Люди, которые ухаживали за ним и стояли возле него, полагали, что сейчас он напишет завещание, но увидели, как он спокойно произнес следующие слова, выписывая иероглиф за иероглифом: «Человек может существовать и без известности, известность не является истинным и непременно угаснет. Если мы не можем добиться известности, возможно, это и есть счастье». Закончив писать, он указал рукой на маленький деревянный ящик, который лежал на кане [6]. Ли Юньлун открыл ящик, внутри которого лежала еще одна маленькая коробка. Увидев, что его сын открыл её, Ли Цзиин кивнул в знак согласия. Люди увидели, что внутри этой деревянной коробки хранилось множество его личных записей, старые кулачные родословные книги, суждения, прошивные книги «Полное собрание сочинений Чжан Саньфэна» и «Хуан-ди нэйцзин». Сегодня уже известно, что все эти рукописи Ли Жуйдуна сохранились у представителя Липай в 4-м поколении передачи господина Син Цилиня и господина Юэ Чанхуна. Автор этих строк среди поврежденных записей из этой коробки прочел комментарии Ли Цзиина на «Суждения о Тайцзицюань Ван Цзунъюэ из Шанши» (Тайцзицюань лунь). К сожалению, смог разобрать только первые абзацы, остальные разобрать уже очень сложно (то, что удалось разобрать, прилагается ниже в приложении).
Предсмертной записью Ли Цзиин дал понять своим домашним, чтобы они запомнили его слова. Ли Юньлун, посвятивший свою жизнь учительству, трактовал эти слова последователям так: «Слова отца говорят о том, что нам ни к чему искать славы и известности, ибо наши предки и старшее поколение уже создали имя и репутацию, которые являются вечными и неизменными.Это имя никогда не исчезнет, поэтому нам не нужно падать духом. Отец дал наказ, чтобы мы крепко запомнили - слава и известность не являются истинным Дао-путем ирано или поздно угаснут. То, что мы не можем добиться известности -  возможно и есть счастливое везение». «Предсмертное наставление» Ли Цзиина предназначается не только семье Ли и представителям передачи Липай - разве это не наставления любому человеку? 
Рукописи Ли Цзиина

Приложение 1: Комментарии на «Суждения о Тайцзицюань» Ван Цзунъюэ из Шанши. Жирным шрифтом выделен изначальный текст Ван Цзунъюэ.

Великий предел (Тайцзи)рождениз Беспредельного (Уцзи). Великий (тай) – это большой (в древности считался великим и вечным) и в высшей степени неисчерпаемый. Предел (цзи) – это граница. Это нечто обширное и большое, что не имеет пределов и границ. Принцип Тайцзи является рожденным из принципа Уцзи. Уцзи по сути является понятием Лао-цзы, который использовал его для описания конечного предела Дао. Он говорил: «Знай своё белое, но охраняй своё черное, становясь образцом Поднебесной; став образцом Поднебесной, не нарушай вечного Дэ, возвращаясь к Беспредельному (Уцзи)». Уцзи – это Дао.По сравнению с Тайцзи, Беспредельное (Уцзи) – это состояние еще ближе к источнику и к конченому пределу. Говоря о совершенствовании-плавке, таящееся внутри есть определенная пустота. В отношении мысли и состояния для совершенствования-плавки необходимо стремиться, чтобы сердце было подобно пустотной Вселенной, нужно за корень принять пустоту и небытийность – только тогда возможно будет охватить десять тысяч образов. Поэтому и называется «Беспредельным» (Уцзи). Именно отсюда и родится Тайцзи!

[Он] - механизм движения и покоя, матерь Инь и Ян. Положение Тайцзи внутри таит движение и покой и его сокровенная тайна так или иначе проистекает от  господства и управления над Инь и Ян, поскольку рождение всего живого исходит из превращений Инь и Ян. Инь и Ян – это Два Начала (Лянъи). Поэтому положение Тайцзитакже основывается на управлении Инь и Ян и их совместных изменениях, вовсе не является притянутым за уши названием. Это очень важный вопрос. Потому кулак согласно этому и назван Тайцзи, так как соответствует применению Инь и Ян. Движение и покой – это механизм Тайцзи. Один Инь и один Ян являются Тайцзи. Тайцзи – не выходит за Инь и Ян. 

В движении разделение, в покое соединение. В момент движения выделяются Инь и Ян,
"Тайцзицюань лунь". Учитель Чжан Шаотан
пустое и полное, мягкое и жесткое друг другу помогают. Поэтому говорится, что в движении разделение. В момент покоя Инь и Ян не обнажается, нисколько не имея следа, два соединяются в одно. Поэтому говорится, что в покое соединение.
Нет превышения и нет недостатка, следом за сгибанием попутно распрямление. Превысить – это значит перейти. Недостаток – это еще не дошел. Перейти или не дойти – утратить центр. Следом – означает послушность (шунь), попутно (цзю). Поэтому в сгибаниях и распрямлениях, открытии и закрытии в Тайцзицюань никогда не теряют и не подталкивают (не напирают). Каждое положение-ши соответствует изначальному принципу прилипания (чжань), приклеивания (нянь), примыкания (лянь) и следованию (суй). Это то, что называют необходимостью в моменте "не терять и не подпирать" дознаваться известия…





Приложение 2: «Предисловие Ли Цзиина» к собранию книг «Родословные записи Уцинской школы Тайцзицюань»*

*Необходимые пояснения от переводчика: 

Согласно источникам в 1933 году в Уцине появился один уездный начальник по имени Чжан Жэнь, который горячо любил воинское искусство и был наслышан о славе Ли Жуйдуна в воинском сообществе и о его прозвище внутри императорского дворца «чудесный орел». После того как он увидел демонстрацию методов Ли Жуйдуна, он очень воодушевился, назвав Ли Жуйдуна не только достоянием уезда Уцин, но и всего воинского мира: «Он вместе совершенствовал военное и гражданское, прозрел Дао и постиг учение Будды. В области совершенствования нет человека, который мог бы с ним сравниться…». Он пообещал помочь семье Ли официально издать все рукописи, материалы и схемы, который за всю свою жизнь собрал Ли Жуйдун. Через месяц были подготовлены девять с лишним частей будущего издания, к которому Ли Цзиин и написал «Предисловие». Но затем этот уездный начальник внезапно исчез из Уцина и более не появлялся. Книга так и не была издана. Спустя несколько лет Ли Цзиин провел повторное упорядочивание текстов, дав название «Родословные книги Тайцзицюань» (Тайцзицюань пу) и подготовив к официальному изданию. Но в итоге книга так и не вышла. До сегодняшних дней наследие Ли Жуйдуна и Школы по-прежнему распространяется в виде отдельных рукописей. Ниже приводится то самое предисловие к изданию от Ли Цзиина:

«Необходимо помнить о Великом Дао воинского искусства.  Во времена, когда еще не были изобретены огнестрельное оружие и порох, ушу было главным остовом в защите Государства. Поэтому во времена высокой древности и более поздних времен в рукопашной схватке наша страна считалась сильной державой. Среди этого ясного зерцала даосское искусство Тайцзицюань является самым глубоким – и не ожесточенное (бурное), и надлежащим образом сочетает быстрое и медленное, что больше всего согласуется с законами жизни человеческого тела. Во время тренировки воплощается механизм порождения и обращения Неба и Земли, подобно непрестанному течению водных потоков. Также  соответствует принципу срединной гармонии святых мудрецов, сочетая наступления и отступления в шаге. Держась его для предотвращения внезапных краж и хищений, можно сохранять себя. Используя его для тренировки солдат, можно одолеть атаки могущественного врага. Внедряя его повсеместно, можно помочь людям укрепить свое тело, что станет фундаментом укрепления Государства и усиления народа. Этот Дао-путь глубок подобно водам и тонок словно волосок, его превращения бесконечны, а слои неисчерпаемы. Прежние мудрецы и знаменитые Учителя различались по школам и семьям. Каждый из них имел свои черты и снабжал своими комментариями, чтобы поведать о его таинственности и распространить его суть. Однако коренной принцип этого кулачного искусства очень глубок, а родословные записи многочисленны, поэтому изучающим трудно войти в него, они чувствуют свое бессилие и расходятся во мнениях.
Я сейчас делаю записи об этом кулачном искусстве, основываясь на обучении у своего отца Ли Жуйдуна, а также собранных им кулачных родословных книгах, подкрепляя своими плодами десятилетних размышлений. Я составляю эту книгу, содержание которой будет кратким, чтобы легко можно было понять основную суть и открыто издаю её для общества, исправляя прежние обычаи хранения всего в секрете и не разглашения вовне. Так изучающие смогут войти в эти врата и вступить на эту тропу. Единомышленники смогут считать её справочным пособием. А если читать внимательно и сосредоточенно вникать в смысл написанного, исследовать каждый пункт этой книги, даже если и не увидишь полной картины, то по крайней мере получишь некоторое преставление об этом».





[1] Господин Ли Цзиин был третьим сыном Патриарха Ли Жуйдуна и одним из Учителей Чжан Ваньшэна – отца нашего Учителя Чжан Шаотана.
[2] Ли Цзиин специализировался именно на практике Тайцзицюань, тогда как Чэнь Цзисянь особенно уделял внимание тренировке «Нэйлан Шаолиньцюань» и «Юэши синьилюхэцюань», начав отдельно практиковать Тайцзицюань уже в зрелом возрасте.
[3] Ладонь пяти громов (Улэйчжан, 五雷掌) является одним из тайных методов южной школы Даосизма направления «Небесных наставников».
[4] За всю жизнь Ли Жуйдун имел 6 Учителей, первым из которых был Ли Лаосуй по стилю Чоцзяо.
[5]Чжэнь У: «Истинный Воинствующий» Владыка (真武大帝), хранитель и высший почитаемый Владыка гор Уданшань и провинции Хубэй.
[6] Кан – традиционная «печь» - скамейка, сделанная из кирпича или глины, которую использовали на севере Китая для отопления дома.


Комментариев нет:

Отправить комментарий