четверг, 13 декабря 2018 г.

Синьилюхэ семьи Юэ – утраченный стиль Юэ Фэя? Часть 3




Автор текста: Чжан Чжэньфа
Перевод  китайского языка и комментарии: Константинов В.А.
 
 
Сегодня еще есть специалисты по культуре ушу, исследующие секретный принцип искусства чисел «кулака двенадцати форм Юэши синьи», связь с Инь и Ян, истинные наставления и пути ци[1], тайные требования практики кулака, которые составляют специфические особенности и технические методы кулака двенадцати форм, его манеру и характерные черты. 

«Медведь садится, и все звери держатся поодаль;
 Лев трясет головой, погоняя луну;
Обезьяна распрямляет руки, демонстрируя чудесные захваты;
Лошадь стремительно скачет – скорость подобна блеску молнии;
Голодный тигр набрасывается на добычу, обладая чудесной мощью;
Кошка идет легкой походкой - быстро и мягко;
Петух топчет ногами – усилие подобно луку;
Ласточка срезает, проворно танцуя в долгих небесах;
Орел хватает – сила каждого захвата пронизывает кости;
Журавль шагает – и устойчиво и легко;
Перепел внезапно пробивает вперед – и быстро и мощно;
Дух дракона чудесно изменяется – искусность не имеет предела».


Собрание в честь памяти Ли Чжаоиня.
Это все является «истинными секретными словами, произносимыми безмолвно в духе».
Ли Жуйдун вложил много душевных сил в совершенствование-плавку и исследования гунфу рода Юэ. В итоге он «кулак двенадцати форм Юэши синьи» сделал одним из трех главных кулачных метода Школы Ли[2], не только целостно преемствовав коренную манеру Юэцзяцюань, но и написав множество разъяснений к «Секретным наставлениям по бьющим рукам» (дашоу мицзюэ)[3], «Краткому изложению по тренировке методов» (ляньфа чжайяо)[4]. Юэ Циншань передал сущность «кулака двенадцати форм семьи Юэ» Ван Ланьтину и Ли Жуйдуну, влияние которых в воинском мире было очень велико. Был один человек, который в своей статье выделял: «Примерно лет десять тому назад один человек, надеясь изучить методы тренировки двенадцати форм у представителя Липай, обменялся с ним книгой по охранению пещеры. «Мирское искусство охранение пещеры» относится к тайным книгам Школ синьи и о его значении знают многие. Однако этому человеку было отказано в обучении представителем Липай. Есть две причины этому: первое- данный представитель Липай считал, что следует охранять то, что оставлено мастерами старшего поколения и нельзя легко передавать вовне. Вторая причина – хотя «Мирское искусство охранения пещеры» и превосходно, но вещей своей Школы уже предостаточно». Согласно утверждению правнука Ли Жуйдуна господина Го Хуна, этим «представителем Липай» был последователь по линии ученика Ли Жуйдуна Чжан Тао (жителя Уцина)- господин Чжэнь Куй. Среди представителей Липай до сегодняшнего дня еще существует естественное разграничение на «преемственность» и «распространение». Распространение – это развитие и пропаганда кулачных методов Липай, направленная вовне, через различные мероприятия, включая участие в демонстрациях ушу, конференциях и соревнованиях. Преемственность означает строгое охранение первоначальных таолу, переданных Патриархом, когда не допускается изменять методы по собственному желанию, и соблюдение установленного порядка в обучении. Однако сейчас подобных преемников в Липай очень мало.

Учитель Ли Чжаоинь в возрасте 91 года
Однажды племянник старшего ученика Ли Жуйдуна Ли Цзиньсюя по прямой  наследственной линии Ли Чжаоинь во время преподавания кулачного искусства в Тяньцзине сопровождал одного из генералов, состоящих в подчинении Юань Шикая[5] в летнюю резиденцию в Чэндэ на встречу коллег. Друг генерала был высоким мастером школы Синъи и в итоге мельком показал Ли Чжаоиню рукопись «Мирского искусства по охранению пещеры», которую хранил у себя. Также уговорил генерала приказать Ли Чжаоиню продемонстрировать восемь форм Цзиньгана[6]. Ли Чжаоинь показал первые четыре формы и прекратил, увидев, что все способны декларировать наизусть секретные наставления (речитативы), как минимум, показав прекрасное осведомление в области методов Липай. Потому Ли Чжаоиню разрешили только пролистать эту книгу. Спустя много лет при упоминании этого события Учитель Ли Чжаоинь говорил: «В книге я все увидел». Ли Чжаоинь хранил в себе много исключительных искусств Липай – кулак чудесных врат (цимэньцюань), методы локтей пяти звезд (усинч жоуфа), технику касания акупунктурных точек с помощью деревянного колышка (дяньсюэ цзюэ)[7], и другие. Он начал обучаться воинскому искусству с пяти лет у своего дяди Ли Цзиньсюя. В возрасте около двадцати лет он помогал своему дяде и Цзян Ваньляну в преподавании искусства при Тяньцзиньском университете Нанькай. В то время студенты шутливо называли его «молодой мастер». Услышав об этом, Цзян Ваньлян по окончанию учебы позвал троих самых известных учеников ко входу учебного заведения и попросил по очереди повиснуть на руке Ли Чжаоиня (используя одну руку). Рука Ли Чжаоиня от начала до конца оставалась прямой, словно железная палка. С тех пор студенты поверили в него. Автор этих строк является односельчанином Ли Чжаоиня, наши деревни отделяла лишь одна дорога. В семидесятые годы прошлого столетия автор учился в деревне возле храма Улянмяо, где как-раз проживал Ли Чжаоинь. В один из дней однокурсники сказали: «Тот человек позади рва упражняется в прыжках!». Это означало, что прежде вокруг деревни храма Улянмяо был выстроен холм в целях защиты деревни. Позади этого холма была роща и я с однокурсниками пошел туда, чтобы навестить второго сына Учителя Ли Чжаоиня господина Ли Гуанъаня. Придя туда, я увидел человека, который, привязав к ногам мешки с песком, спустился в глубокий ров. В одно мгновение он выпрыгнул оттуда (этот метод тренировки был точно такой же, как и ров для тренировки прыжков в доме Ли). Этим  тренирующим прыжки человеком и былученик Ли Цзиньсюя по кровной линии Ли Чжаоинь. В то время Учителю Ли Чжаоиню уже минуло шестьдесят лет. Ли Чжаоинь был выдающимся представителем Липай третьего поколения передачи, обладающим большой известностью в районе Пекина и Тяньцзиня.

Еще ходит множество историй о том, что в период обучения методам семьи Юэ Ван Ланьтин и Ли Жуйдун по рекомендации Юэ Циншаня также посещали потомка Янь Цина для изучения Яньцинцюань[8]. Отсюда идет распространение в Липай Яньцинцюань. Янь Цин – это личность романа «Речные заводи». Яньцинцюань также называется «Ницзунцюань» или «Мицзунцюань». В 1956 году в районе Пекина проводились показательные выступления по народному ушу, где Учитель Ли Чжаоинь продемонстрировал «Бафа цимэньцюань» школы Ли, заняв первое место. Учитель Лю Дяньжун (линия Ли Цзиньсюя) показал Яньцинцюань, заняв второе место. До сегодняшнего дня последователи Липай еще практикуют и передают Яньцинцюань.



[1] Истинные наставления и пути ци: каждая из 12-ти форм содержит работу с так называемыми «путями ци», например: форма медведя тренирует «пути цзин» (精路), форма льва тренирует «пути ци» (气路), форма обезьяны тренирует «ясность Природы» (性明) и тд.
[2] Школа Ли содержит три главных метода: Нэйлан мифа шаолиньцюань, Юэши синьилюхэцюань и Тайцзицюань.
[3]打手秘诀
[4]练法摘要
[5]Юа́ньШика́й  — китайский военный лидер и политический деятель эпохи заката династии Цин и первых лет Китайской Республики. Известен в китайской истории как авторитарный правитель, опиравшийся на военную диктатуру, а также как президент с широкими полномочиями (1912—1915) и самопровозглашённый император (1916). Лидер бэйянских милитаристов.
[6] «Цзиньган баши» (金刚八式), относится к системе Шаолиньцюань Липай.
[7] Искусство Липай «касания точек» относится к одному из закрытых разделов. Разделяется на методы касания одной палкой (дяньсюэцзюэ) и двумя палками (дяньсюэ шуан цзюэ). Обязательным условием передачи этого метода было требования к высокому уровню внутренней работы и Дэ, обязательной тренировке практики стояния (чжаньчжуан).
[8]燕青拳

Комментариев нет:

Отправить комментарий