суббота, 11 апреля 2020 г.

Свайная работа в Липай Тайцзицюань (1)



Автор: Константинов В.А.

Вводное слово.

Поскольку существует определённый интерес к данной теме, решил поделиться своими соображениями исходя из практического опыта и исследований этого вопроса. 

В Китае говорят: «Сотня тренировок не сравнятся с одним стоянием» (百练不如一站), «хочешь узнать кулачный принцип – начинай со стоячей сваи» (чжаньчжуан). 

Методы тренировки традиционного Тайцзи состоят из двух частей – подвижные (дун гун) и неподвижные (цзин гун), образуя целостное тело Тайцзи из Инь и Ян. 

Подвижные методы являются работой с Мин и внешне выражены в виде военного (кулачного) искусства Тайцзи, поэтому называются «мингун тайцзицюань» (命功太极拳). Они являются началом и «фундаментом становления на Дао» (Чжан Саньфэн). Помимо самой функции военного искусства смысл тренировки Тайцзицюань заключён в изменении качеств внешней телесной оболочки, поэтому также именуются «работой внешнего эликсира» (вайдань гун), где под внешним эликсиром понимается телесная форма. 

Неподвижные методы важное внимание помимо плавки ци уделяют работе с Син, называясь внутренней работой Тайцзи по плавке Син – «сингун» (性功) или «Тайцзигун» (太极功). Также называются «Уцзи шэнь гун» (无极神功) или «духовной работой Уцзи». Целью неподвижной работы прежде всего является мобилизация изначального духа (юаньшэнь) и «истинного намерения» (чжэнь и), а также плавка изначальной сердечной Природы (Син). Неподвижные методы именуются «работой внутреннего эликсира» (нэйдань гун), под которым понимаются «три драгоценности» или «три лекарственных вещества» - цзин, ци и дух-шэнь. Неподвижная форма работы включает в себя стоячие, сидячие и лежачие формы работы. Вместе с работой в движении (Тайцзицюань) в итоге образуя четыре формы тренировки (син, цзо, во, ли), которые перекликаются с принципом четырёх сезонов годового цикла – весна, лето, осень и зима. Свайная работа (чжаньчжуан) именно и относится к стоячим формам и является одной из древнейших. Все мастера прошлого параллельно с развитием навыков боевого искусства Тайцзи, непременно совершенствовались в стоянии. В практике Тайцзи чжаньчжуан (некоторые называют чжуангун) занимает важное место. 


I. Истоки и принцип.

Истоки подобной формы работы и принцип работы, откуда впоследствии развились методы столбовой работы, корнями уходят в достаточно древние времена. Ниже рассмотрим некоторые исторические свидетельства, описывающие принципы и форму стоячей работы.



1) Культура Мацзяяо

В 1974 году при раскопках в провинции Ганьсу на западе Китая была найдена стоянка культуры Мацзяяо (马家窑文) эпохи неолита. Культура Мацзяяо относится примерно к 3100-2700 годам до нашей эры. Среди найденной керамики был обнаружен довольно интересный ритуальный сосуд с изображением человека. На лице человека очень чётко выделены пять органов чувств. Ноги на изображении немного согнуты, а руки обнимают с двух сторон перед нижней частью живота. Особенно чётко на теле выделены пупок, половые органы и грудь. Особенностью изображения является то, что в нём одновременно присутствуют как черты мужской, так и женской натуры. В результате исследования ученые пришли к выводу, что возможно здесь изображается древний шаман в одной из статических поз, очень напоминая нынешнее положение при тренировке столбовой работы. Сейчас этот сосуд хранится в музее провинции Ганьсу. 






    2) Хуан-ди нэйцзин

В каноне Жёлтого императора «Хуан-ди нэйцзин» в первой главе «Суждения о небесной истине высокой древности» есть такие слова: «余聞上古有真人者,提挈天地,把握陰陽,呼吸精氣,獨立守神,肌肉若一,故能壽敝天地» - «Я слышал, что во времена высокой древности были истинные люди, которые поддерживали небо и землю, владели Инь и Ян, вдыхали и выдыхали цзинци, одиноко стояли и охраняли дух, их мышцы и кожа были словно одно, поэтому в долголетии они могли сравнится с небом и землёй». Фраза «одиноко стояли и охраняли дух» (ду ли шоу шэнь) является указанием на прообраз стоячей работы чжаньчжуан. Здесь же мы можем увидеть основные принципы и цель данного вида работы – «охранение духа». Под духом здесь понимается свой внутренний изначальный дух (юаньшэнь). 


3) Записи Цин Ся-цзы
 
Даос династии Суй (581 — 618 гг) Цин Ся-цзы в своих трудах писал: «Левая стопа является великим Ян, правая – великим Инь. На стопах имеются точки Юнцюань, от стоп входят в Вэйлюй, выше соединяясь в почках. Левая почка является залом почек (шэнь тан), а правая резиденцией цзин (цзин фу). Одна – вода, другая – огонь. Одна – черепаха, другая – змея. Они соединяются и образуют кузнечные мехи…». 
 В Тайцзицюань вне зависимости от стиля главной особенностью и образцом проведения усилия (а также внешнего движения) является закон: «Усилие-цзинь (ци) рождается в стопах, поднимается бёдрами, изменяется в пояснице и оформляется в пальцах рук». По сути подвижная работа Тайцзицюань, не считая воинский аспект, является методом ведения ци (син ци), поэтому называется «работой с Мин» (мин гун). Неподвижная работа (в данном случае – стоячая) является «добычей ресурсов», «открытием источников». Если нет ресурсов, что использовать?
Даосская медицина считает, что точки Юнцюань на стопах являются первыми точками меридиана почек, а также одной из пяти иглоточек типа Шу (у шу сюэ) – «колодцем». Смысл колодца – это родник или ключ, откуда выходит вода. Меридиан почек берёт начало в Юнцюань. В теле человека голова олицетворяет небо, а стопы землю. Точки Юнцюань – это подземный родник. Иероглиф «родник» (цюань, ) в названии точки Юнцюань - «бьющий родник» (涌泉), состоит из графемы «белый» () и «вода» (). Согласно известному даосскому врачу Чжу Хуаиню, здесь содержится глубокий смысл: белый – это цвет лёгких и металла. Лёгкие среди пяти органов находятся сверху и олицетворяют «небо в пяти органах». Ци лёгких (небесная ци) опускается вниз подобно тому, как дождевая вода с неба падает вниз и собирается во впадинах земли. В даосской медицине есть такая формулировка: «лёгкие являются верховьем воды почек», так как, по схеме Усин лёгкие рождают воду, являясь «матерью почек».
Также мы знаем, что согласно принципу небесная ци является Ян, земная ци – Инь. Однако небесная ци, опускаясь вниз становится Инь, а земная ци поднимаясь вверх превращается в Ян. В тексте «10 требований о Тайцзицюань, глава о ци», знаменитый мастер Чэнь Чансин пишет: «Восхождение вверх является Ян, опускание вниз является Инь. Поднимаясь вверх, янская ци считается Ян, опускаясь вниз, янская ци становится Инь. Поднимаясь вверх иньская ци превращается в Ян, а опускаясь вниз по-прежнему остается Инь…Поэтому ци не может не иметь Инь и Ян». 
Вышеописанный принцип и знания медицины используются в данном виде тренировки столбового стояния, так как, Юньцюань являются одними из "врат" человеческого тела. 


      4) Метод Ван Чуи

Ван Чуи (王处一, 1142—1217 г) имел даосское прозвище «Учитель нефритового Ян» (玉阳). В 1168 году он поклонился Ван Чунъяну, как Учителю, впоследствии став одним из «семи истинных людей севера» школы Совершенной истины (Цюаньчжэньцзяо). Долгое время он совершенствовался в горах Куньюй в провинции Шаньдун. Поэтому созданную им школу называют «Школой горы Куньюй» (Куньюй пай). Одним из главных методов практики Ван Чуи было стояние на горе. В записях о Ван Чуи (входят в Даоцзан) сказано: «Девять лет он одиноко стоял на крутом утёсе, обычно располагаясь в благоприятном окружении в течении трёх дней, исцеляя своё тело». В итоге он излечился от недугов. Люди прозывали его «господин железные ноги». Позже камень, на котором он практиковал, стали называть «чудесный камень нефритового Яна». Сегодня некоторые люди дают название его методу – «метод лечения болей Ван Юйяна» (Ван Юйян ляотун чжи фа). 






   5) Чжан Саньфэн и «Песнь о Великом Дао» 

В стихотворном тексте «Песнь о Великом Дао» (дадао гэ, 大道歌), которая входит в «Полное собрание сочинений Чжан Саньфэна» (Чжан Саньфэн цюаньцзи, 张三丰全集), есть интересный отрывок, указывающий на один вид работы, по принципам и целям очень схожий с практикой стояния: «Мой Учитель (здесь вероятно имеется ввиду один из первых Учителей Чжан Саньфэна – не «Господин Хо Лун», так как стоит соответствующий иероглиф «мэн») указал мне на один вид работы, где вначале пробиваются заставы и врата девяти отверстий. Девять отверстий на самом деле находятся в полости Вэйлюй (хвостовые позвонки). Сначала пробивается от точек Юнцюань на стопах. Пробив Юнцюань постепенно поднимаются к коленям, а от колен необходимо уже приложить силу. Буддийская семья называет это побегами тростника – это похоже на то, как ползёт червяк или что-то пронзает. Пройдя колени медленно идёшь до Вэйлюй – это словно натыкаешься на какую-то твёрдую вещь…». 

Это не единственный текст Чжан Саньфэна, описывающий подобный вид работы. Если посмотреть на этот и другие тексты, сопоставляя их с текстами о Тайцзицюань, приписываемые Чжан Саньфэну или Ван Цзунъюэ, то можно увидеть параллель. Например, известный текст «Песнь о 13 главных положениях» (Шисань цзунши гэ), где говорится о «поясничной щели» и «источнике намерения Мин» (命意源头在腰隙). А одной из целей чжуангун, как и «13 главных положений» прежде всего, является раскрытие этой самой «щели». Автор считает, что вполне возможно в вышеприведённом тексте «Песнь о Великом Дао» описывается как-раз тот прообраз Тайцзицюань, который представлял собой методы внутренней работы 13-ти положений, соединённых с элементами военного искусства. 


      6) «Стоячий чань» в «Синмин гуйчжи»

В конце династии Мин появилась книга под названием «СинМин гуйчжи» (性命圭), полное название которой – «性命双修万神圭旨». Книга посвящена описанию сущности «парного совершенствования Син и Мин». Согласно исследованиям она была создана ещё ранее – во времена династии между Сун и Мин. Автором книги назван «высокий ученик истинного человека Инь». Под «истинным человеком Инь» чаще всего имеют ввиду даоса династии Юань Инь Чжипина (尹志平11691251). Одной из особенностей книги является «единство трёх учений» - конфуцианства, даосизма и буддизма. Так, одна глава посвящена описанию «стоячего чань» (ли чань), наряду с лежачим, сидячим и чань в ходьбе. Стоячая форма работы в книге описана довольно подробно: «В то время, когда небо ясное и ци чистая следует использовать метод привлечения ци стоячего Чань, чтобы продлить Мин. Метод таков: стопы ставятся на землю, нос устремляется к небу, обе руки подвешиваются сбоку пещеры-сюэ. Ци спускается с неба и во время проглатывания сопровождаешь её до поля эликсира (даньтянь)…». Далее описаны основные принципы: «Подбираешь сердечные чувства и собираешь мысли, останавливаешь всякие дела и вскармливаешь дух. Не вспоминаешь о минувших делах, не думаешь о будущих делах, не держишь в памяти настоящие дела…в глазах нет того, что можно увидеть, в ушах нет того, что можно услышать, сердце не имеет знаний, дух охраняет твою форму и тогда она может существовать долго». 


Последняя фраза является цитатой Гуан Чэн-цзы (Учителя Хуан-ди): «Не смотри и не слушай, обнимай дух, чтобы прийти к покою. Непременно нужны чистота и покой, не утруждай свою форму, не будоражь свой цзин – тогда сможешь жить долго. Глаза не имеют того, что могут увидеть, уши не имеют того, что могут услышать, сердце не имеет того, что может узнать. Твой дух охраняет твою форму, и она сможет жить долго. Будь бдителен к своему внутреннему и запирай свой внешнее..» (Чжуан-цзы, внешние главы). Здесь на самом деле описан принцип и суть «хуньюань чжуан» и главные требования не только к стоянию, но и в принципе к неподвижной работе.   





      7) Цюаньпу Липай и Янши тайцзицюань

В старых кулачных родословных (цюаньпу) Липай есть текст под названием «Главные слова в пять иероглифов» (五字要言). Этот текст передан господину Ли Жуйдуну учеником Ян Лучаня – Ван Ланьтином. Часть этого же текста, но не полностью (из 240 фраз только 20), входит также в собрание текстов семьи Ян направления Ян Баньхоу немного под другим названием – «Секретные наставления канона пяти иероглифов» (五字经诀). В пятисловных стихах есть такие фразы: «Хочешь узнать принцип в кулаке – прежде всего начинай со стоячей сваи (чжаньчжуан). Намерение находится во Вселенной, Небо, Земля и человек – одно целое…». 


      II. Исторические методы свайной наработки Липай Тайцзи

Методы стоячей работы в Липай Тайцзицюань довольно разнообразны и занимают важное место в тренировке (подробнее будет в следующих частях). В целом можно выделить два основных вида работы: 

1) «Тринадцать свай Тайцзи» (Тайцзи шисань чжуангун). Метод состоит из гражданских и военных свай, одни из которых направлены на вскармливание, другие на тренировку качеств, используемых потом в искусстве боя. К методам прилагаются «устные песенные наставления» (коуцзюэ), передающие суть наработки и указания к требованиям внутренней работы; 

2) «Наработка Тайцзи учуй» (Тайцзи Учуй гун). Это особый вид стоячей работы, который по сути является "нэйданьгун" (работа внутреннего эликсира) в стоячем положении. Каждый из этих «чуев» () – это один из процессов внутренней плавки эликсира. Эти пять видов работы (не связанные с Усин), следующие:

- «Единая ци смешанного изначального» (Хуньюань и ци чуй, 混元一气捶). Целью является выплавление хуньюаньци, как основы;
- «Переворот цветка на морском дне» (Хайди фаньхуа чуй, 海底翻花捶). Этот метод плавит изначальный цзин (юаньцзин);
- «Пурпурное золото следования намерению» (Жуи цзыцзинь чуй, 如意紫金捶). Эта свая является методом запирания цзин (гу цзин);
- «Установление печи сокровенной самки» (сюаньпинь аньлу чуй, 玄牝安炉捶). Целью этой сваи является плавка янской ци;
- «Золотая жаба смотрит на луну» (цзиньчань ваньюэ чуй, 金蟾望月捶). На этом этапе происходит совершенствование Природы-Син. 

Внутри этих пяти наработок осуществляется метод проведения "малых круговых небес" (сяо чжоутянь гун).

К каждому виду прилагаются свои требования и имеются внутренние показатели. Но самое важное в подобных методах – устные наставления и разъяснения от Учителя, а также наличие стихотворных песенных наставлений (коуцзюэ). Без этого невозможно будет разобраться в них. Более того, без чёткого знания и понимания «технологии» можно своим неведением нанести вред.

3) Также имеется ещё один вид свайной работы под названием «Сваи восьми триграмм и девяти дворцов» (цзюгун багуа чжуангун), который передается по линии одного из учеников Ли Жуйдуна в районе Тяньцзиня. Имеет второе название «13 форм золотой жабы в движении» (цзиньчань сингун шисань ши). По названию нетрудно догадаться, что этот метод основывается на принципе девяти дворцов и восьми триграмм, где каждое положение - одна триграмма и дворец со своими особенностями внутренней работы. Однако эта свайная работа не целиком неподвижная - здесь чередуются фазы смены положений и неподвижного стояния.

В дальнейших частях мы рассмотрим основные требования и особенности содержания столбового стояния в Тайцзицюань.


Продолжение следует…


2 комментария:

  1. Доброго времени суток, Виктор.
    Очень интересный материал - спасибо.
    Далеко не всё ясно, к сожалению, но направление работы вырисовывается более чётко.
    С нетерпением жду продолжения.
    С Уважением, Станислав.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо Станислав! Что непонятно - спрашивайте, лучше лично или в письме)

    ОтветитьУдалить