пятница, 9 декабря 2022 г.

Истоки уданского синъицюань и багуачжан

 Константинов В.А.

  Сейчас в Уданшань представлено масса стилей китайского ушу, имеющих общее название «Уданцюань» или «Кулачное искусство Удана». Среди них — один из стилей знаменитой тройки «внутренней семьи» СинъицюаньНа самом деле история уданского синъи началась лишь в 1929 году благодаря мастеру хэбэйского направления синъицюань Фу Цзяньцю.

  Фу Цзяньцю (1880—1956 гг) родился в уезде Нинхэ города Тяньцзиня в бедной семье. С детства он не имел возможности получить образование и зарабатывал на жизнь тем, что торговал вместе с отцом на рынке. С малых лет он начал заниматься Шаолиньским ушу у своего Учителя Шан Хуэйчуаня. Вскоре в Нинхэ прибыл по делам один из учеников знаменитого Го Юньшэня Шэнь Ваньлинь, и Фу Цзяньцю стал изучать у него синъицюань. В 1908 году Шэнь представил его мастеру Ли Цунъи по прозвищу «Ли - одноручная сабля», и Фу продолжил изучение синъицюань уже «во вратах» Ли Цунъи. 

   В то время среди знаменитых учеников Ли Цунъи были такие мастера, как Шан Юньсян, Сунь Лутан, Хао Энгуан — все были главными членами «Общества воинских мужей Китая» (Чжунхуа уши хуэй, 中华武士会), штаб-квартира которого находилась в Тяньцзине. Это общество было создано на базе «Общества воинской добродетели» (Удэ хуэй, 武德会) Патриарха Ли Жуйдуна им самим, при участии нескольких знаменитых мастеров, включая Ли Цунъи и Чжан Чжаодуна. Помимо синъицюань, Фу Цзяньцю также изучил багуачжан у Люй Фэнчуня (ученика Чэн Тинхуа). Не достигнув возраста тридцати лет, Фу уже обладал достаточно высоким уровнем гунфу и не уступал соученикам по школе. Вернувшись в родные края, он создал школу боевых искусств и начал обучать учеников.

В 1919 году Фу Цзяньцю отправился в Шэнъян, где занялся обучением железнодорожников кулачному искусству...

В 1929 году в Ханчжоу проходили большие соревнования по ушу (Гошу), в которых были представлены большинство школ, не было только представителей Удана. В то время пост заместителя «Центрального зала боевых искусств» занимал известный Ли Цзинлинь, который и поручил Фу Цзяньцю лично отправиться в Уданшань, чтобы узнать реальное положение дел, так сказать, на местах. В то время главой уданского Даосизма был знаменитый даос Сюй Бэньшань, который удостоился от императора Гуансюй прозвища «Истинный человек Цянь И». Сюй Бэньшань не только был известным даосским наставником, но и знатоком кулачного искусства. Наставник Сюй по природе был очень прямым и честным человеком, боролся с несправедливостью и отдавал все силы помощи нуждающимся. Сюй Бэньшаню не важно было, какой высоты пост занимает человек, если он совершал недостойные поступки, то встречался с твёрдостью и силой наставника, за что его даже прозвали «Сюй-несговорчивый или упрямый».

Сюй Бэньшань горячо встретил Фу Цзяньцю, а на его вопрос —  почему не было представителей Удана, наставник ответил, что Удан издревле был закрытым и редко когда люди из монастырей контактировали с мирянами. Сюй Бэньшань, узнав о том, что Фу Цзяньцю практикует синъицюань, попросил продемонстрировать несколько дорожек и показать искусство синъи в применении. Во дворе монастыря Цзысяо они провели около десяти дружеских раундов поединка, в итоге сойдясь на ничьей. Сюй Бэньшань спросил Фу Цзяньцю, возможно ли, чтобы тот передал синъицюань в Уданшань? Фу не имел возражений на этот счёт и передал искусство синъи в Удан. Это именно то, что сегодня называют «Удан синъицюань». В свою очередь Фу Цзяньцю поклонился Сюй Бэньшаню, как Учителю во вратах Дао, став 16-м в поколении школы Удан Лунмэньпай наставника Сюя и получив даосское имя Фу Тайшань. Сюй Бэньшань передал в ответ методы уданского меча-цзянь, методы работы с шаром Цянь и Кунь, палку СюаньУ, методы копья Лунмэнь и «Тринадцать положений». Так впервые методы Уданцюань Сюй Бэньшаня были переданы в мир. На вопрос об истоках уданских методов, Сюй ответил, что методы идут от Чжан Саньфэна, который на основе схемы Тайцзи (Тайцзи ту) Чжоу Дуньи, создал искусство Тайцзи «Тринадцати положений» (Тайцзи шисаньши), состоящее из восьми врат (бамэнь) и пяти способов для рук и ног (у шоу и у бу). В качестве взаимной благодарности они написали друг другу каллиграфию из текста Чжан Саньфэна «Сборник воды и облаков».

По возвращению из Удана Фу Цзяньцю передал методы Удана Ли Цзинлиню. Позже Ли Цзинлинь созвал знаменитых мастеров, таких, как: Ян Чэнфу, Сунь Лутан, Ду Синьу, Чжан Чжаодун, чтобы исследовать вопрос Уданцюань, который потом стали называть «Удан Тайцзицюань».

Комментариев нет:

Отправить комментарий