пятница, 29 июня 2018 г.

«Кулак человеческого диска Липай или Тайцзи Усинчуй»





Предисловие. 
    
Весной, в девятнадцатый год правления под девизом Гуансюй династии Цин (1903), Ли Жуйдун удалился из столицы и вернулся в свой дом в Уцине, где пробыл вплоть до второго года под девизом Сюаньтун (1910). В этот период он погрузился в исследование классических текстов и трактатов, которые хранились в его домашней библиотеке, одновременно изучая тончайший смысл линии Дао, культуры Тайцзи и воинского Учения различных школ. Последовательность «трех талантов» - Неба, Земли и человека, принцип Иньян багуа и изменения рождения и угасания Усин соединил с тем, что сам изучил, чего достиг и прозрел. Вместе с тем он, «прикрывшись» воинским  ремеслом Поднебесной, абсолютным умением кулачного искусства и методами внутренней наработки, разобравшись в самой сути этого дела, извлек лучшее и преобразовал, собрав сущность великих достижений и доведя до высочайшего рубежа. По сути именно в этот период времени и была создана, упорядочена и установлена основная система и линия кулачных методов главных «трех дисков» Липай Тайцзи, а также вспомогательных (коротких) кулачных таолу, методов внутренней работы и работы с оружием.
Можно сказать, что он собрал воедино тончайшую искусность святых мудрецов, слив в одно великие свершения военного и культурного начал древности и современности. Широту и глубину этой системы, нужно сказать, трудно сравнить с какой-либо другой.
Ли Жуйдун всецело упорядочил, создал и установил главные кулаки «трех дисков» (саньпань), которые основываются на положении «трех талантов» (способностей, саньцай): Неба, Земли и человека. Это 36 форм «кулака небесного диска» Тяньпаньцюань (или «цисин жуи цюань» - «кулак семи звезд следования намерению»), 72 формы «кулака земного диска» Дипаньцюань (или «бафа цимэнь цюань» - «кулак восьми методов чудесных врат») и 108 форм «кулака человеческого диска» Жэньпаньцюань (или «Тайцзи Усинчуй» - «удары Тайцзи Усин»). Эти три кулака образовали полную систему Липай Тайцзи. Небо с Землей рождают человека, а человек образует единство с Небом. «Канон Перемен» гласит: «в самом начале был первозданный хаос, а после стали различаться Небо и Земля. Затем возникли все живые существа, а человек занял место посредине между Небом и Землей, находясь в согласии с ними». 

Тайцзи Усинчуй. 

Тайцзи Усинчуй сформирован Ли Жуйдуном на основе «двенадцати мягких изменений Тайцзи» Уданской Школы золотой жабы (Удан Цзиньчань пай) и её глубоком принципе движения и покоя, мягкого и жесткого, подкрепленном его собственным прозрением и совершенствованием, став классическим образцом Липай Тайцзицюань. В этом кулачном каркасе выделяется тренировка среднего и нижнего дисков (чжун, ся пань), поэтому старые пекинцы прозвали его «кулак земляного дракона» (дилунцюань) и «кулак змеиных свёртываний» (шэпаньцюань). Название «кулак человеческого диска» (жэньпаньцюань) образовано на основе теории Патриарха Ли Жуйдуна о «единстве человека и Неба», принципа уменьшения и роста Инь и Ян, идеи изменения восьми триграмм (багуа) и метода порождения и подавления Усин.  Липай Тайцзи Усинчуй (108 форм) внутри содержит главные требования 36-ти форм небесного кулака (Тяньпаньцюань) и 72 форм земного кулака (Дипаньцюань). Ли Жуйдун считал, что человек является душой всего сущего, находясь между Небом и Землей, и сообщается с ними, поэтому стоит в ряду «трех талантов» (саньцай). Три таланта в итоге возвращаются к одному, а этот кулак считается человеческим диском (жэньпань). Жэньпаньцюань (Тайцзи Усинчуй) включает пустотную живость Небесного кулака (кулак семи звезд следования намерению – Цисинжуицюань) и одновременно -  жесткую свирепость кулака земного диска (кулак восьми методов чудесных врат – Бафацимэньцюань). Механизм этого кулака глубок и непостижим, изменения переплетаются вдоль и поперек. В так называемом «Тайцзи Усинчуй» проявляется принцип рождения и угасания Усин – металла, воды, дерева, огня и почвы. Также демонстрируется слияние идеи «переходов» (син, ) и «ударов» (чуй, ), цельность механизма и принципа, и естественно претворяется закон взаимодействия пространства и времени с человеческой культурой – закон «единства человека и Неба». Это является слиянием концепции «Усин» и «кулачного принципа». Усинчуй включает в себя внешние Усин (пять звезд головы, пять звуков рта, пять сторон тела, пять секретов пальцев рук, пять шагов) и внутренние Усин (тело человека внутри содержит пять внутренних органов, пять органов рождают пять ци, пять ци рождают пять добродетельных качеств, пять качеств рождают пять природных свойств, пять свойств рождают пять вкусов).  
Пять звезд головы в Тайцзи Усинчуй именуются «Небом»; пять шагов называются «Землей»; пять ци, хранящиеся внутри, являются «Человеком». Опускаясь в подвижный диск (прим. пер: подвижный диск «дунпань» - работа в движении, Тайцзицюань), они соответствуют принципу «три пятерки возвращаются к одному». В кулачных родословных сказано: «пять звезд и пять ударов-чуй связаны с пятью ци, мудрый меч трех и семи – передача бессмертных. Духовная работа Уцзи – поистине чудесный метод: только свет обнажается – и входишь в сокровенную заставу (сюаньгуань)». Это смысл «возвращения к единому трех пятерок».
В Липай есть такие слова: «Усинчуй – это изменения змеиной формы, кулак семьи Сюн восьми сторон (бамянь сюн цюань) – сорока, скачущая вперед». Тайцзи Усинчуй (удары пяти переходов, 五行捶) Тайцзи также получили название «Молот пяти звезд» (Усин чуй, 五星), «Удары пяти звезд» (Усинчуй, 五星捶), «Позвонки пяти звезд» (Усинчжуй, 五星椎), «Удары пяти переходов» (Усинчуй, 五行捶). Эти различные названия отражают различные ступени и понимание совершенствования-плавки. Звезды (син, ) соответствуют «пяти звездам»; переходы (син, ) соответствуют «пяти переходам или действиям» (Усин, 五行); молот (чуй, ) и удары (чуй, ) содержат общий смысл ведения боя. Тогда как «позвонок» (чжуй, ) выделяет главный смысл– внутреннее совершенствование и вскармливание жизни (яншэн) - то, за что больше всего ратует линия преемственности кулачного метода данной Школы, наиболее ценная и действенная вещь - то, к чему больше всего стремится человеческая цивилизация. Говоря о внутреннем совершенствовании и яншэн, непременно надо коснуться концепции «Усинчжуй». Липай Тайцзи «Усинчжуй», в общем, содержит два смысла: первый – иероглиф «» можно произносить так же, как и «» (звук «чуй») и одинаков по смыслу со вторым – «бить», «ударять»; второй – этот иероглиф читается, как «» (звук «чжуй»), в котором прослеживается связь с главной идеей культуры Липай Тайцзи – Яншэн. В «Хуан-ди Нэйцзин» сказано: «четыре позвонка (чжуй) образуют позвоночник, хребет выпрямлен  - тогда тело стоит ровно и человек здоров». Смысл в том, что для устойчивости тела обязательно надо располагать здоровьем четырех позвонков, которые являются опорой и формируют позвоночный столб человека. «Четыре позвонка» означают шейные, грудные, поясничные и хвостовые позвонки. В «Усинчжуй» внедрен принцип рождения и подавления Усин, который проводится во внутреннем совершенствовании, глубоко осмыслены и исследованы тайны вскармливания жизни (яншэн). В нем имеются особенные места «пробивания намерением» (и чун,意冲), «превращения ци» (ци хуа, 气化) и «пронизывания сосудов-жил» (тун ло, 通络), вследствие чего, Усинчжуй считается «секретным кладезем яншэн» (养生秘). Надо заметить, что некоторые толкуют «Тайцзи Усинчуй» кратко, как «пять видов ударов» - это лишь их личный взгляд. Внук Ли Жуйдуна господин Фэн Фумин считает: «Так называемые Усин в названии Тайцзи Усинчуй основаны на теории традиционной культуры о металле, воде, дереве, огне и почве, абсолютно не являясь пятью методами ударов – баньланьчуй, чжиданчуй и т.д., так как этот кулак не ограничивается пятью методами». За исключением пяти ударов (удар с преграждением – баньланьчуй, удар в пах - чжиданчуй, удар локтем - чжоудичуй, удар, сметающий тело - пешэньчуй, восходящий удар - цзайчуй), Липай Тайцзи Усинчуй еще имеет: пишаньчуй (удар, раскалывающий горы), таньмачуй (удар, ищущий лошадь), цзесичуй (удар, отсекающий колено), даяочуй (удар в поясницу), шуанчжуанчуй (двойной удар), тяодацисинчуй (отобрать и ударить по семи звездам) и улунфаньхуа чуй (удар черный дракон переворачивает цветок). Липай Тайцзицюань исходит от искусства чисел и содержит в себе их принцип, однако число «пять» здесь имеет смысл «Усин» и ничто иное. 

В Липай считают, что все эти названия - «Усинчуй», «Усинчжуй» и т.д., в широком смысле слова сходятся в одном и связаны с «металлом, деревом, водой, огнем и почвой». Однако, если рассуждать о внутренней сущности Липай Тайцзицюань, станет очевидным, что обширный смысл «переходов или движений» (син), «удара молота» (чуй) и «позвонков» (чжуй) таит в себе принцип «трех талантов» (саньцай) Неба, Земли и Человека, чисел ИньЯн багуа, появления и исчезновения Усин, единства человека и Неба, следования Небу и отклика человеку, парного совершенствованияСин и Мин, вскармливания и воспитания истинного тела (истинного себя).
«Единство человека и Неба» является от начала до конца самым высоким рубежом устремления культуры Липай Тайцзи. Если смотреть с точки зрения изменения пространства и времени Тайцзи и основного принципа кулачной природы (включая принцип механизма - цзили), то названия «молот Усин» (Усинчуй) и «позвонки Усин» (Усинчжуй) раскрывают внутренний смысл, связанный с понятиями «звезд» (син) и «молота» (чуй). Важным является то, что необходимо исследовать, соответствует ли это истинной сущности культуры Тайцзи «единства Неба и человека», к которому неуклонно стремился Патриарх  Ли Жуйдун.            
Заместитель пекинского общества ушу «хуэйтун» господин Хэ Жуйфэн в статье «истоки Липай Тайцзи Усинчуй» считает: «В тайцзицюань, что передавал Ли Жуйдун, выделяется три диска - Небо, Земля и Человек. Тайцзи Усинчуй относится к кулаку человеческого диска (жэньпаньцюань), который является классическим таолу системы Липай Тайцзицюань, разделенным на четыре дорожки: весну, лето, осень и зиму. В этом кулачном методе соединена северная Школа Тайцзицюань (передачи Ян Лучаня) и южная Школа Тайцзицюань (передачи Гань Даньжаня), так же как и другие традиционные кулачные методы». В тоже время господин Хэ выделяет: «Некоторые люди пять звезд (усин) считают за пять переходов или элементов (усин), исток этих разногласий можно найти в кулачных родословных Липай и теории даосской семьи: «в Небе зовется пятью звездами, в Земле пятью элементами», также говорится: «пять звезд  головы, ноги ступают по пяти переходам», что означает: «металл, дерево, вода, огонь и почва». Иероглиф «бить» (чуй, ) некоторые читают, как иероглифы «молот» (чуй, ) или «кувалда» (чуй, ) – все они читаются с одинаковым звуком «chui» и имеют одинаковый смысл «тяжелых ударов». Иероглиф «» также может читаться, как «zhui» и означать большой позвонок (дачжуй, 大椎) на позвоночном столбе. Этот кулак имеет метод тренировки как таолу (пекинская передача представителя Липай Гао Жуйчжоу) и как одиночных позиций (передача линии пекинского мастера Липай Чжан Биньжу). В целом, из-за того, что Патриарх Ли Жуйдун в разное время передавал кулак с некоторыми отличиями, ту последнюю версию метода тренировки, которую он установил, он не успел передать каждому во вратах Школы по причине непредвиденной кончины. Поэтому последователи метода тренировки одиночных положений во время формирования таолу неизбежно имеют различия». Также есть изучающие, которые отмечают: «Липай Тайцзицюань относится  к виду обоюдной тренировки движения и покоя, парного совершенствования Син и Мин, методу совершенствования в Дао и соединения с истиной, где сливаются в одно эликсирное и военное искусства. Удары Усин Тайцзи (Тайцзи Усинчуй) и молот Усин Тайцзи (Тайцзи Усинчуй) возвращаются к одному Дао и соответствуют записям (пу), разъясняя все полностью и целиком». Господин Чжан Шаотан и Ду Цзыю дают еще более глубокое описание и разъяснение коренного принципа, созданного Патриархом Ли Жуйдуном, «Тайцзи Усинчуй». Знаменитый мастер Липай Син Цилинь отмечает: «Из рукописи, которая распространяется от старшего поколения линии Ли Цзиина я встречал два названия -  «кувалда Тайцзи Усин» и «удары Тайцзи Усин». Прямой потомок Ли Жуйдуна в 5-м поколении господин Ли Чуньхуа подтверждает: «Удары усин вначале назывались «молот Усин», а также «удары пяти звезд», а после стали именоваться «удары Тайцзи усин» - все они имеют различный внутренний смысл».  Господин Бянь Цзиньсюань выделяет: «Из-за того, что многие материалы, которые оставил господин Ли Жуйдун, были сожжены, путем собственного анализа я могу сказать, что кулак человеческого диска Липай (Липай жэньпаньцюань) называли «молот Тайцзи усин», «удары Тайцзи усин» и «удары пяти звезд Тайцзи». Впоследствии многие преемники передачи Липай обычно называли «удары Тайцзи усин». Но я лично считаю, что  название «позвонки Тайцзи усин» обладает большей культурной ценностью и значением для современного человека и заслуживает внимания». «Пять звезд» в «ударах пяти звезд Липай Тайцзи» -  это также и «пять переходов-движений» (Усин) в «ударах Усин Тайцзи». Будучи в Небе, металл, дерево, огонь, вода и почва выражены следующим образом: звезда металла (Венера) в Небе управляет военными сражениями; звезда дерева (Юпитер) заведует хлебными злаками и урожаем; звезда воды (Меркурий) заведует водой и небесными напастями; звезда огня (Марс) управляет на Небе погодой и засухой; звезда почвы (Сатурн) заведует обретениями и утратами земли. Пять звезд находятся среди «трех оград» (Цзывэй, Тайвэй и Тяньши) и движутся среди 28-ми созвездий, образуя небесные знамения (образы), то скрывая, то проявляя признаки рождений и подавлений, счастья и несчастья. Итак, каким же образом связаны пять звезд и пять движений? Астроном династии восточная хань Чжан Хэн (78-139 г) говорил: «Пять звезд – это сущность-цзин пяти движений (Усин), расставляющая все звезды в порядок. Благоволение рождается в Земле, а сущность (цзин) образуется в Небе». Здесь сказано, что в Земле Усин образуют тела (форма), а их сущностная ци (цзинци, 精气) вверху скапливается в Небе, формируя пять звезд. Поэтому пять звезд и пять движений являются двумя формами проявления единой субстанции и в действительности их качество целостно и одинаково. Важным также является то, что Усин  одновременно имеет множество социальных, культурных и географических связей. Поэтому Усин является связующим звеном, соединяющим пять движений, пять звезд, пять качеств человека, пять постоянств и пять сторон в единую систему из Неба, Земли и человека. Это является ядром культуры Липай Тайцзи, установленной господином Ли Жуйдуном, где «три таланта возвращаются к одному» и «Небо и человек соединяются в единое». «Пятью звездами» в культуре Липай Тайцзи преемники передачи называют и звезды «Тайсу» (太素), «Тайши» (太始), «Тайи» (太易), «Тайчу» (太初) и «Тайцзи» (太极) (приме.пер: пять звезд или прежденебесных пять великих – сяньтянь утай, выражающие пять ступеней или этапов рождения всего сущего из Уцзи ). В процессе упорядочивания и создания таолу «Тайцзи Усинчуй» Ли Жуйдун избежал изъяна большинства традиционных кулачных форм под названием «половинчатые каркасы», когда присутствует  тренировка в правую сторону, но нет тренировки влево или наоборот, вобрав особенности кулака двенадцати форм синьи семьи Юэ, в итоге образовав так называемое таолу «полного каркаса».  В этом таолу в одно целое слиты девять видов кулачных режимов (девять видов тренировки): большой, малый, свободный, плотный, жесткий, мягкий, быстрый, медленный и срединный. Особенно выделяется полнота «жесткого» и «мягкого». Жесткие усилия различаются на восемь видов, а мягкие на двенадцать. Жесткие усилия подобны стреле, выпущенной в цель, которая  проходят сквозь семь отверстий; или подобны выстрелу из пушки, сила которого может пронзить горы; также сравнимы с обрушением стены или обвалом горы, от которых невозможно укрыться; или как внезапный и сильный раскат грома, когда не успеваешь заткнуть уши; или подобны мощному и свирепому урагану, переворачивающему деревья и камни. Мягкие же усилия похожи на округлый лук и далекий меч или на руль, держащийся по ветру; на лодку, плывущую по течению; на бревно, плывущее по воде или магниту, притягивающему железо. Ли Жуйдун говорил: «Все это непременно надо постичь сердцем и дойти в наработке до отсутствия заблуждения-хаоса». Знаменитый мастер ушу времен народной республики Ян Минъи в книге «воспоминания о кулачных храбрецах», рассказывая о Ян Баньхоу, написал: «Тайцзи имеет различение на мягкое и жесткое, которые раскрываются у Патриарха Ли Жуйдуна». Здесь имеется ввиду, что использование мягкого и жесткого четко проявляются у Ли Жуйдуна. Песенные наставления к первой части (весна) тренировки Тайцзи Усинчуй начинаются со слов: «поднять макушку и подвесить пах, сердце подвешано посредине (в центре). Руки свободны и легки – сила естественна и непринужденна. Трижды обратиться (представиться), укрепив ци трёх изначальных. Перед основанием Неба и Земли прежде существует покой. Руки различают два предела (лянъи), обнимая семь звезд. Двумя руками поднять нагроможденные горы….». Песенные наставления говорят о том, что в тренировке Жэньпаньцюань прежде всего нужно посредством пересечения Неба и Земли породить периоды ци (цихоу), после появятся четыре сезона (весна, лето, осень и зима) и образуются четыре отрезка. Его (жэньпаньцюань) путь соответствует принципу схем Хэ и Ло, числу великого развития, где рождаются два диска-основы (пань) – подвижная и неподвижная. Подвижная основа зиждется на «трех талантах-способностях» (саньцай) – Небе, Земле и человеке. «Три диска» (саньпань) – Неба, Земли и человека составляют главные кулачные системы. Также имеются и некоторое количество вспомогательных кулаков. Неподвижная основа включает в себя стоячие, сидячие и лежачие формы работы. Еще есть несколько видов методов внутренней наработки (гунфа). Эти четыре формы работы (стоя,сидя, лежа и в движении) целиком соответствуют четырем образам (сысян) и двум дискам движения и покоя, в итоге кулак возвращается к одному принципу. На самом деле, такое редко встречается. Представители Липай говорят: «Самые высокие уровни, к которым стремился Патриарх Ли Жуйдун – это когда кулачный метод существует во всех формах работы: стоя, сидя, лежа и в движении».
Ли Жуйдун наставлял последователей, что в методах и этапах совершенствования-плавки Тайцзицюань необходимо опираться на постепенное продвижение, вхождение  и овладение законом или порядком (фа ду), где различаются начальная, одиночная и парная практика. Оуян Сюнь в «мемориальной стеле Хуанфу» говорит, что «твердый, резкий почерк письма и строгий закон [написания] образует самобытность». Понятие «закон» или «мера закона» (фа ду) исходит из книги «Шуцзин. Расчет великого Юя», где говорится о правовой системе и законах: «Будьте бдительны и не имейте сомнений, тогда не утратите закона».  Но у нас под этим имеются ввиду «рамки» - то есть, «стандарт» (образец) или «правила».
И хотя выше было сказано о каллиграфии, но метод кулака одинаков с этим. Также нужно добиваться гунфу в практике положений силы (ши), ци, механизма (цзи) и принципа (ли). Ли Жуйдун выделял: «Одиночная практика – это личная одиночная тренировка. В одиночной практике нельзя гнаться за количеством, а следует работать над отточенностью. Можно выбрать одну или две формы и нацелено тренировать их – это называют тренировкой положений силы-ши; или связать три-пять положений и быстро тренировать их – это называют тренировкой ци; или, пользуясь положениями-ши тренировать их, как удобно в произвольной форме (следуя намерению-И) – это называют тренировкой механизма-цзи; или, учитывая применение положений, упражняться в образах – это называют тренировкой принципа-ли. Все вместе это называют четырьмя требованиями одиночной практики…». Еще выделял: «Не тренируешь положения силы (ши), тогда они не станут устойчивыми, не тренируешь ци, тогда не соприкоснешься с нею, не тренируешь механизм, тогда он не будет живой, не упражняешься в принципе, тогда не поймешь его. Все имеет свою очередность, но если, не поняв принципа, станешь попусту практиковать положения, они не будут истинными;  если, не тренируя ци, поспешишь практиковаться в механизме – он не будет живой; без практики механизма станешь тренировать принцип – принцип не будет совершенным». «Четыре требования к одиночной практике» уделяют внимание процессу «постепенного продвижения».
В Липай важное значение для совершенствующихся имеет изучение одиночных положений силы (кратко называемых «одиночная тренировка» - даньцао). Считается, что одиночные положения силы являются фундаментом для тренировки таолу. Главными моментами в начальном изучении Липай Тайцзицюань являются: первое – это поясницу принять за ось, руки движутся вслед за телом, тело управляется намерением, намерение изменяется следом за ци. Второе – уделять внимание сохранению баланса, «различению в стопах» и «наступанию стопами», координируя смену в стопах с методами тела и методами рук, проявляя гибкость (мягкость) и подвижность. Третье – это необходимо стремиться к тому, чтобы ци восходила и опускалась сама по себе.
К примеру, в начальном положении Тайцзи (Тайцзи циши) необходимо вслед за намерением регулировать (усмирять) дыхание, упражняясь в согласовании ума и дыхания. Также можно избрать классические положения, как например, «облачные руки» (юньшоу) или «одиночный хлыст» (даньбянь) для усиленной тренировки. «Одиночная тренировка» (даньцао) в Липай сочетается с методами тренировки состояния покоя, в которых главным является методы свайной работы (чжуангун). Это то, что называют «кулак рождается от намерения, работа исходит от сваи».
Помимо «Тайцзи Усинчуй» Жэньпаньцюань (кулак человеческого диска) также включает вспомогательные кулаки, такие, как: «13 эликсиров», «люхэфэнмочжан» и др.

Перевод с китайского языка: Константинов В.А.

Приложение: Господин Чжан Ваньшэн исполняет часть Усинчуй



Комментариев нет:

Отправить комментарий