Автор: Константинов
В.А.
Вводное слово.
Поскольку существует определённый интерес к данной теме,
решил поделиться своими соображениями исходя из практического опыта и
исследований этого вопроса.
В Китае говорят: «Сотня
тренировок не сравнятся с одним стоянием» (百练不如一站), «хочешь узнать кулачный принцип –
начинай со стоячей сваи» (чжаньчжуан).
Методы тренировки традиционного Тайцзи состоят из двух
частей – подвижные (дун гун) и неподвижные (цзин гун), образуя целостное тело
Тайцзи из Инь и Ян.
Подвижные методы являются работой с Мин и внешне выражены в
виде военного (кулачного) искусства Тайцзи, поэтому называются «мингун
тайцзицюань» (命功太极拳). Они являются началом и «фундаментом
становления на Дао» (Чжан Саньфэн). Помимо самой функции военного искусства
смысл тренировки Тайцзицюань заключён в изменении качеств внешней телесной
оболочки, поэтому также именуются «работой внешнего эликсира» (вайдань гун),
где под внешним эликсиром понимается телесная форма.
Неподвижные методы важное внимание помимо плавки ци уделяют
работе с Син, называясь внутренней работой Тайцзи по плавке Син – «сингун» (性功) или «Тайцзигун» (太极功).
Также называются «Уцзи шэнь гун» (无极神功) или «духовной работой
Уцзи». Целью неподвижной работы прежде всего является мобилизация изначального
духа (юаньшэнь) и «истинного намерения» (чжэнь и), а также плавка изначальной
сердечной Природы (Син). Неподвижные методы именуются «работой внутреннего
эликсира» (нэйдань гун), под которым понимаются «три драгоценности» или «три
лекарственных вещества» - цзин, ци и дух-шэнь. Неподвижная форма работы
включает в себя стоячие, сидячие и лежачие формы работы. Вместе с работой в
движении (Тайцзицюань) в итоге образуя четыре формы тренировки (син, цзо, во, ли),
которые перекликаются с принципом четырёх сезонов годового цикла – весна, лето,
осень и зима. Свайная работа (чжаньчжуан) именно и относится к стоячим формам
и является одной из древнейших. Все мастера прошлого параллельно с развитием
навыков боевого искусства Тайцзи, непременно совершенствовались в стоянии. В
практике Тайцзи чжаньчжуан (некоторые называют чжуангун) занимает важное место.
I. Истоки и принцип.
Истоки подобной формы работы и принцип работы, откуда
впоследствии развились методы столбовой работы, корнями уходят в достаточно
древние времена. Ниже рассмотрим некоторые исторические свидетельства,
описывающие принципы и форму стоячей работы.
В 1974 году при
раскопках в провинции Ганьсу на западе Китая была найдена стоянка культуры
Мацзяяо (马家窑文化) эпохи неолита. Культура Мацзяяо
относится примерно к 3100-2700 годам до нашей эры. Среди найденной керамики был
обнаружен довольно интересный ритуальный сосуд с изображением человека. На лице
человека очень чётко выделены пять органов чувств. Ноги на изображении немного
согнуты, а руки обнимают с двух сторон перед нижней частью живота. Особенно
чётко на теле выделены пупок, половые органы и грудь. Особенностью изображения
является то, что в нём одновременно присутствуют как черты мужской, так и
женской натуры. В результате исследования ученые пришли к выводу, что возможно
здесь изображается древний шаман в одной из статических поз, очень напоминая
нынешнее положение при тренировке столбовой работы. Сейчас этот сосуд хранится
в музее провинции Ганьсу.
2) Хуан-ди нэйцзин
В каноне Жёлтого императора «Хуан-ди нэйцзин» в первой главе
«Суждения о небесной истине высокой древности» есть такие слова: «余聞上古有真人者,提挈天地,把握陰陽,呼吸精氣,獨立守神,肌肉若一,故能壽敝天地»
- «Я слышал, что во времена высокой
древности были истинные люди, которые поддерживали небо и землю, владели Инь и
Ян, вдыхали и выдыхали цзинци, одиноко
стояли и охраняли дух, их мышцы и кожа были словно одно, поэтому в
долголетии они могли сравнится с небом и землёй». Фраза «одиноко стояли и
охраняли дух» (ду ли шоу шэнь) является указанием на прообраз стоячей работы
чжаньчжуан. Здесь же мы можем увидеть основные принципы и цель данного вида
работы – «охранение духа». Под духом здесь понимается свой внутренний
изначальный дух (юаньшэнь).
3) Записи Цин Ся-цзы
Даос династии Суй (581 — 618 гг) Цин Ся-цзы в своих трудах
писал: «Левая стопа является великим Ян,
правая – великим Инь. На стопах имеются точки Юнцюань, от стоп входят в Вэйлюй,
выше соединяясь в почках. Левая почка является залом почек (шэнь тан), а правая
резиденцией цзин (цзин фу). Одна – вода, другая – огонь. Одна – черепаха,
другая – змея. Они соединяются и образуют кузнечные мехи…».
В Тайцзицюань
вне зависимости от стиля главной особенностью и образцом проведения усилия (а
также внешнего движения) является закон: «Усилие-цзинь
(ци) рождается в стопах, поднимается бёдрами, изменяется в пояснице и
оформляется в пальцах рук». По сути подвижная работа Тайцзицюань, не считая
воинский аспект, является методом ведения ци (син ци), поэтому называется
«работой с Мин» (мин гун). Неподвижная работа (в данном случае – стоячая)
является «добычей ресурсов», «открытием источников». Если нет ресурсов, что
использовать?
Даосская медицина считает, что точки Юнцюань на стопах
являются первыми точками меридиана почек, а также одной из пяти иглоточек типа
Шу (у шу сюэ) – «колодцем». Смысл колодца – это родник или ключ, откуда выходит
вода. Меридиан почек берёт начало в Юнцюань. В теле человека голова
олицетворяет небо, а стопы землю. Точки Юнцюань – это подземный родник.
Иероглиф «родник» (цюань, 泉)
в названии точки Юнцюань - «бьющий родник» (涌泉), состоит из графемы
«белый» (白) и «вода» (水). Согласно
известному даосскому врачу Чжу Хуаиню, здесь содержится глубокий смысл: белый –
это цвет лёгких и металла. Лёгкие среди пяти органов находятся сверху и
олицетворяют «небо в пяти органах». Ци лёгких (небесная ци) опускается вниз
подобно тому, как дождевая вода с неба падает вниз и собирается во впадинах
земли. В даосской медицине есть такая формулировка: «лёгкие являются верховьем
воды почек», так как, по схеме Усин лёгкие рождают воду, являясь «матерью
почек».
Также мы знаем, что согласно принципу небесная ци является
Ян, земная ци – Инь. Однако небесная ци, опускаясь вниз становится Инь, а
земная ци поднимаясь вверх превращается в Ян. В тексте «10 требований о
Тайцзицюань, глава о ци», знаменитый мастер Чэнь Чансин пишет: «Восхождение вверх является Ян, опускание
вниз является Инь. Поднимаясь вверх, янская ци считается Ян, опускаясь вниз,
янская ци становится Инь. Поднимаясь вверх иньская ци превращается в Ян, а
опускаясь вниз по-прежнему остается Инь…Поэтому ци не может не иметь Инь и Ян».
Вышеописанный принцип и знания медицины используются в данном виде тренировки столбового стояния, так как, Юньцюань являются одними из "врат" человеческого тела.
4) Метод Ван Чуи
Ван Чуи (王处一,
1142—1217 г) имел даосское прозвище «Учитель нефритового Ян» (玉阳子). В 1168 году он поклонился Ван Чунъяну,
как Учителю, впоследствии став одним из «семи истинных людей севера» школы
Совершенной истины (Цюаньчжэньцзяо). Долгое время он совершенствовался в горах
Куньюй в провинции Шаньдун. Поэтому созданную им школу называют «Школой горы
Куньюй» (Куньюй пай). Одним из главных методов практики Ван Чуи было стояние на
горе. В записях о Ван Чуи (входят в Даоцзан) сказано: «Девять
лет он одиноко стоял на крутом утёсе, обычно располагаясь в благоприятном окружении
в течении трёх дней, исцеляя своё тело». В итоге он излечился от недугов.
Люди прозывали его «господин железные ноги». Позже камень, на котором он
практиковал, стали называть «чудесный камень нефритового Яна». Сегодня
некоторые люди дают название его методу – «метод лечения болей Ван Юйяна» (Ван
Юйян ляотун чжи фа).
В стихотворном тексте «Песнь о Великом Дао» (дадао гэ, 大道歌), которая входит в «Полное собрание
сочинений Чжан Саньфэна» (Чжан Саньфэн цюаньцзи, 张三丰全集), есть интересный отрывок, указывающий на
один вид работы, по принципам и целям очень схожий с практикой стояния: «Мой Учитель (здесь вероятно имеется ввиду
один из первых Учителей Чжан Саньфэна – не «Господин Хо Лун», так как стоит
соответствующий иероглиф «мэн») указал мне на один вид работы, где вначале
пробиваются заставы и врата девяти отверстий. Девять отверстий на самом деле
находятся в полости Вэйлюй (хвостовые позвонки). Сначала пробивается от точек Юнцюань
на стопах. Пробив Юнцюань постепенно поднимаются к коленям, а от колен
необходимо уже приложить силу. Буддийская семья называет это побегами тростника
– это похоже на то, как ползёт червяк или что-то пронзает. Пройдя колени
медленно идёшь до Вэйлюй – это словно натыкаешься на какую-то твёрдую вещь…».
Это не единственный текст Чжан Саньфэна, описывающий
подобный вид работы. Если посмотреть на этот и другие тексты, сопоставляя их с
текстами о Тайцзицюань, приписываемые Чжан Саньфэну или Ван Цзунъюэ, то можно
увидеть параллель. Например, известный текст «Песнь о 13 главных положениях»
(Шисань цзунши гэ), где говорится о «поясничной щели» и «источнике намерения
Мин» (命意源头在腰隙).
А одной из целей чжуангун, как и «13 главных положений» прежде всего, является
раскрытие этой самой «щели». Автор считает, что вполне возможно в
вышеприведённом тексте «Песнь о Великом Дао» описывается как-раз тот прообраз
Тайцзицюань, который представлял собой методы внутренней работы 13-ти
положений, соединённых с элементами военного искусства.
6) «Стоячий чань» в «Синмин гуйчжи»
В конце династии Мин появилась книга под названием «СинМин
гуйчжи» (性命圭旨), полное
название которой – «性命双修万神圭旨». Книга посвящена описанию сущности
«парного совершенствования Син и Мин». Согласно исследованиям она была создана
ещё ранее – во времена династии между Сун и Мин. Автором книги назван «высокий
ученик истинного человека Инь». Под «истинным человеком Инь» чаще всего имеют
ввиду даоса династии Юань Инь Чжипина (尹志平1169~1251).
Одной из особенностей книги является «единство трёх учений» - конфуцианства,
даосизма и буддизма. Так, одна глава посвящена описанию «стоячего чань» (ли
чань), наряду с лежачим, сидячим и чань в ходьбе. Стоячая форма работы в книге
описана довольно подробно: «В то время,
когда небо ясное и ци чистая следует использовать метод привлечения ци стоячего
Чань, чтобы продлить Мин. Метод таков: стопы ставятся на землю, нос
устремляется к небу, обе руки подвешиваются сбоку пещеры-сюэ. Ци спускается с
неба и во время проглатывания сопровождаешь её до поля эликсира (даньтянь)…». Далее
описаны основные принципы: «Подбираешь
сердечные чувства и собираешь мысли, останавливаешь всякие дела и вскармливаешь
дух. Не вспоминаешь о минувших делах, не думаешь о будущих делах, не держишь в
памяти настоящие дела…в глазах нет того, что можно увидеть, в ушах нет того,
что можно услышать, сердце не имеет знаний, дух охраняет твою форму и тогда она
может существовать долго».
Последняя фраза
является цитатой Гуан Чэн-цзы (Учителя Хуан-ди): «Не смотри
и не слушай, обнимай дух, чтобы прийти к покою. Непременно нужны чистота и
покой, не утруждай свою форму, не будоражь свой цзин – тогда сможешь жить
долго. Глаза не имеют того, что могут увидеть, уши не имеют того, что могут
услышать, сердце не имеет того, что может узнать. Твой дух охраняет твою форму,
и она сможет жить долго. Будь бдителен к своему внутреннему и запирай свой
внешнее..» (Чжуан-цзы, внешние главы). Здесь на самом деле описан принцип и
суть «хуньюань чжуан» и главные требования не только к стоянию, но и в принципе
к неподвижной работе.
7) Цюаньпу Липай и Янши тайцзицюань
В старых кулачных родословных (цюаньпу) Липай есть текст под
названием «Главные слова в пять иероглифов» (五字要言).
Этот текст передан господину Ли Жуйдуну учеником Ян Лучаня – Ван Ланьтином.
Часть этого же текста, но не полностью (из 240 фраз только 20), входит также в
собрание текстов семьи Ян направления Ян Баньхоу немного под другим названием –
«Секретные наставления канона пяти иероглифов» (五字经诀). В пятисловных стихах есть такие фразы: «Хочешь узнать принцип в кулаке – прежде
всего начинай со стоячей сваи (чжаньчжуан). Намерение находится во Вселенной,
Небо, Земля и человек – одно целое…».
II. Исторические методы
свайной наработки Липай Тайцзи
Методы стоячей работы в Липай Тайцзицюань довольно
разнообразны и занимают важное место в тренировке (подробнее будет в
следующих частях). В целом можно выделить два основных вида работы:
1) «Тринадцать свай
Тайцзи» (Тайцзи шисань чжуангун). Метод состоит из гражданских и военных
свай, одни из которых направлены на вскармливание, другие на тренировку
качеств, используемых потом в искусстве боя. К методам прилагаются «устные
песенные наставления» (коуцзюэ), передающие суть наработки и указания к
требованиям внутренней работы;
2) «Наработка Тайцзи
учуй» (Тайцзи Учуй гун). Это особый вид стоячей работы, который по сути является "нэйданьгун" (работа внутреннего эликсира) в стоячем положении. Каждый из
этих «чуев» (捶)
– это один из процессов внутренней плавки эликсира. Эти пять видов работы (не связанные с Усин),
следующие:
- «Единая ци смешанного изначального» (Хуньюань и ци чуй, 混元一气捶).
Целью является выплавление хуньюаньци, как основы;
- «Переворот цветка на морском дне» (Хайди фаньхуа чуй, 海底翻花捶).
Этот метод плавит изначальный цзин (юаньцзин);
- «Пурпурное золото следования намерению» (Жуи цзыцзинь чуй,
如意紫金捶).
Эта свая является методом запирания цзин (гу цзин);
- «Установление печи сокровенной самки» (сюаньпинь аньлу
чуй, 玄牝安炉捶). Целью этой сваи является
плавка янской ци;
- «Золотая жаба смотрит на луну» (цзиньчань ваньюэ чуй, 金蟾望月捶).
На этом этапе происходит совершенствование Природы-Син.
Внутри этих пяти наработок осуществляется метод проведения "малых круговых небес" (сяо чжоутянь гун).
К каждому виду прилагаются свои требования и имеются внутренние
показатели. Но самое важное в подобных методах – устные наставления и разъяснения от Учителя, а также наличие стихотворных песенных наставлений (коуцзюэ). Без этого невозможно
будет разобраться в них. Более того, без чёткого знания и понимания «технологии»
можно своим неведением нанести вред.
3) Также имеется ещё один вид свайной работы под названием «Сваи восьми триграмм и девяти дворцов»
(цзюгун багуа чжуангун), который передается по линии одного из учеников Ли
Жуйдуна в районе Тяньцзиня. Имеет второе название «13 форм золотой жабы в
движении» (цзиньчань сингун шисань ши). По названию нетрудно догадаться, что этот метод основывается на принципе девяти дворцов и восьми триграмм, где каждое положение - одна триграмма и дворец со своими особенностями внутренней работы. Однако эта свайная работа не целиком неподвижная - здесь чередуются фазы смены положений и неподвижного стояния.
В дальнейших частях мы рассмотрим основные требования и особенности содержания столбового стояния в Тайцзицюань.
Продолжение следует…
Доброго времени суток, Виктор.
ОтветитьУдалитьОчень интересный материал - спасибо.
Далеко не всё ясно, к сожалению, но направление работы вырисовывается более чётко.
С нетерпением жду продолжения.
С Уважением, Станислав.
Спасибо Станислав! Что непонятно - спрашивайте, лучше лично или в письме)
ОтветитьУдалить