Автор статьи: Константинов В.А.
Упоминая об искусстве Тайцзицюань,
нельзя не сказать о Господине Ян Лучане, который был одной из самых ключевых фигур
в истории, и считается основателем Тайцзицюань семьи Ян (Янши Тайцзицюань),
носящим некогда прозвище «Ян – не имеющий соперников». Однако в его биографии,
начиная с даты его ухода из жизни и, до настоящего прозвища, скопилось
множество ошибок. Не миновали их, и прямые потомки Первоучителя Ян Лучаня, как
и представители передачи семьи Ян. Эта небольшая заметка, возможно, прольёт
свет на некоторые факты и будет интересна поклонникам Тайцзи семьи Ян.
Даты рождения и смерти Ян Лучаня.
Согласно официальной истории Ян
Лучаня и книге «Собрание исторических документов о Тайцзицюань Юннянь» (永年太极拳史料集成), Ян Лучань «родился в 4-й год династии Цин под девизом
Цзяцин (1799 год) и умер в 11-й год династии Цин под девизом Тунчжи (1873 год)
в возрасте 73 лет». Однако недавно, представитель 5-го поколения передачи Янши
Тайцзицюань Господин Лу Диминь в своей статье «Новые свидетельства кончины Ян
Лучаня» (杨禄禅卒年新证)называет год ухода из жизни – последний год под девизом
Тунчжи (同治末年)
или 1875 год.
Официальный ученик Ян Лучаня
Господин Ван Юнтай или Ланьтин, передававший впоследствии искусство семьи Ян
«взамен Учителя» и являющийся «старшим братом» Ли Жуйдуна, в своём предисловии,
написанном в год У-Чэнь девиза Тунчжи (同治. 戊辰岁), говорит: «В районе врат восточного города (приме. перев.: нынешний район Пекина
Дунчжимэнь) я прямо поклонился во врата Учителя Ян Лучаня и получаю наставления
уже в течении семи лет». В конце предисловия стоит дата - «13-й год Тунчжи,
весна, первая декада первого лунного месяца». Это дата соответствует месяцу под
знаками Цзя-Сюй (甲戌年) или 1874 году, что как раз, от года У-Чэнь составляет 7 лет. Господин Ли Жуйдун в своём предисловии пишет: «В первый год под девизом Гуансюй Учитель (Ян
Лучань) уже ушёл из жизни». Первый год девиза Гуансюй – это 1875 год. Стало
быть, Ян Лучань ушёл из жизни в первый год девиза Гуансюй или накануне, в
возрасте 76 лет, поскольку согласно предисловию Ван Лантина в 1874 году Ян
Лучань ещё был жив.
Имя и прозвище Ян Лучаня.
Имя и прозвище Ян Лучаня.
С древнейших времён в Китае
придавали большое значение присваиванию имени. Правильно
данное имя могло повлиять
на судьбу человека. Кроме фамилии (син, 姓) и имени (мин, 名) человек обязательно ещё имел
«иероглиф» или «второе имя» (цзы, 字), которое присваивали при
достижении совершеннолетия. Помимо этого, многие люди также получали
прозвище-хао (号).
Особенно это было распространено в среде традиционных Учений. Например, при
вхождении в даосскую Школу ученик обязательно получает от Учителя «даосское
имя» или прозвище – «Дао хао» (道号), в котором содержится информация, к какому поколению
передачи данный человек относится (каждое поколение учеников Учителя имеет один
ключевой иероглиф в прозвище), так и имеется внутренний смысл. В Буддизме
входящий во врата Дхармы получает «дхармическое прозвище» - «Фа хао» (法号). К примеру, Патриарх Ли –
основатель Школы Липай Тайцзи носил фамилию Ли и имя Шусюнь (树勋), вторым неофициальным именем или
«иероглифом» было «Вэньхоу» (文侯) - символ принадлежности к семье Ян Лучаня (вспомним имена
сыновей Ян Лучаня: Фэнхоу, Баньхоу, Цзяньхоу, и далее – Шаохоу…),
поскольку Патриарх Ли кланялся перед табличкой уже ушедшего Учителя Ян Лучаня.
Прозвищем (хао) Ли Шусюня было «Жуйдун» (瑞东), храмовым или «алтарным» прозвищем
в монастыре (алтарное имя даётся тому, кто принимает участие во внутренних
ритуалах монастыря) «Белых облаков» (Байюань гуань, 白云观) – «Дао чан» (道昌). Все эти имена имеют смысл и
связаны между собой – такова традиция имени в Китае. Посмотрим ещё к примеру,
на имя и прозвище Конфуция: фамилия была Кун (孔) и имя Цю (丘), прозвищем было Чжун-ни (仲尼). Отец Конфуция возносил мольбы о
рождении сына на горе под названием Ницю (尼丘), которая находится в уезде Цюйфу
провинции Шаньдун (родине Конфуция). Поэтому после рождения Конфуций получил
имя «Цю». Прозвище Конфуция «Чжун-ни» связано с иерархией сыновей. Самого
старшего в семье называли «Бо» (伯) (вспомним старшего сына Ли Жуйдуна – Ли Боин), второго звали «Чжун» (仲), как в имени второго сына Ли
Жуйдуна – Ли Чжунъин. Самого
младшего называли иероглифом «Цзи» (季). Отсюда видна тесная связь имени и
конкретный смысл.
Дом Ян Лучаня |
Что касается прозвища Ян Лучаня, то,
начиная с самых ранних книг по Тайцзицюань, словосочетание «Лучань» как только
не писали:
- · Сюй Юйшэн в своей книге «Разъяснения положений Тайцзицюань в схемах» (太极拳势图解), изданной в 1921 году, называет его “杨禄禅”. Последние два иероглифа прозвища можно перевести, как «счастливое созерцание», где третий иероглиф «чань» связан с буддийской школой созерцания – дъяна. Что конечно лишено всякого смысла;
- · Чэнь Вэймин в книге «Искусство Тайцзицюань» (太极拳术), изданной в 1925 году пишет «露禅», что извините, на русском может означать «обнажённое созерцание-чань» или «разглашённый чань». Что ещё более бессмысленно;
- · Сюй Чжии в книге 1927 года «Поверхностные разъяснения о Тайцзицюань» (太极拳浅说) называет Яна «露蝉» - тот же иероглиф «обнажённый», но уже с вариантом «цикады» (蝉) или того хуже – жабы (разнопись от蟬, часто применяется вместо蟾);
- · Ян Чэнфу в своей книге 31-го года «Метод применения Тайцзицюань» (太极拳使用法) предлагает вариант, как у Сюй Юйшэна;
- · Чэнь Яньлинь в книге, изданной в 1934 году, называет Яна, как и Чэнь Вэймин.
Имя Ян Лучаня согласно родословным Липай |
Согласно всему вышеописанному,
правильным написанием имени и прозвища Ян Лучаня, по всей видимости должны быть
иероглифы: имя и фамилия «杨福魁»
- Ян Фукуй, прозвище «禄躔» - Лучань.
Комментариев нет:
Отправить комментарий