четверг, 23 января 2020 г.

Немного о жизни и имени Ян Лучаня



Автор статьи: Константинов В.А.


Упоминая об искусстве Тайцзицюань, нельзя не сказать о Господине Ян Лучане, который был одной из самых ключевых фигур в истории, и считается основателем Тайцзицюань семьи Ян (Янши Тайцзицюань), носящим некогда прозвище «Ян – не имеющий соперников». Однако в его биографии, начиная с даты его ухода из жизни и, до настоящего прозвища, скопилось множество ошибок. Не миновали их, и прямые потомки Первоучителя Ян Лучаня, как и представители передачи семьи Ян. Эта небольшая заметка, возможно, прольёт свет на некоторые факты и будет интересна поклонникам Тайцзи семьи Ян.

       Даты рождения и смерти Ян Лучаня.

Согласно официальной истории Ян Лучаня и книге «Собрание исторических документов о Тайцзицюань Юннянь» (永年太极拳史料集成), Ян Лучань «родился в 4-й год династии Цин под девизом Цзяцин (1799 год) и умер в 11-й год династии Цин под девизом Тунчжи (1873 год) в возрасте 73 лет». Однако недавно, представитель 5-го поколения передачи Янши Тайцзицюань Господин Лу Диминь в своей статье «Новые свидетельства кончины Ян Лучаня» (杨禄禅卒年新证)называет год ухода из жизни – последний год под девизом Тунчжи (同治末年) или 1875 год.

Официальный ученик Ян Лучаня Господин Ван Юнтай или Ланьтин, передававший впоследствии искусство семьи Ян «взамен Учителя» и являющийся «старшим братом» Ли Жуйдуна, в своём предисловии, написанном в год У-Чэнь девиза Тунчжи (同治. 辰岁), говорит: «В районе врат восточного города (приме. перев.: нынешний район Пекина Дунчжимэнь) я прямо поклонился во врата Учителя Ян Лучаня и получаю наставления уже в течении семи лет». В конце предисловия стоит дата - «13-й год Тунчжи, весна, первая декада первого лунного месяца». Это дата соответствует месяцу под знаками Цзя-Сюй (甲戌) или 1874 году, что как раз, от года У-Чэнь составляет 7 лет. Господин Ли Жуйдун в своём предисловии пишет: «В первый год под девизом Гуансюй Учитель (Ян Лучань) уже ушёл из жизни». Первый год девиза Гуансюй – это 1875 год. Стало быть, Ян Лучань ушёл из жизни в первый год девиза Гуансюй или накануне, в возрасте 76 лет, поскольку согласно предисловию Ван Лантина в 1874 году Ян Лучань ещё был жив. 

   Имя и прозвище Ян Лучаня.

С древнейших времён в Китае придавали большое значение присваиванию имени. Правильно
Дом Ян Лучаня

данное имя могло повлиять на судьбу человека. Кроме фамилии (син, ) и имени (мин, ) человек обязательно ещё имел «иероглиф» или «второе имя» (цзы, ), которое присваивали при достижении совершеннолетия. Помимо этого, многие люди также получали прозвище-хао (). Особенно это было распространено в среде традиционных Учений. Например, при вхождении в даосскую Школу ученик обязательно получает от Учителя «даосское имя» или прозвище – «Дао хао» (道号), в котором содержится информация, к какому поколению передачи данный человек относится (каждое поколение учеников Учителя имеет один ключевой иероглиф в прозвище), так и имеется внутренний смысл. В Буддизме входящий во врата Дхармы получает «дхармическое прозвище» - «Фа хао» (法号). К примеру, Патриарх Ли – основатель Школы Липай Тайцзи носил фамилию Ли и имя Шусюнь (树勋), вторым неофициальным именем или «иероглифом» было «Вэньхоу» (文侯) - символ принадлежности к семье Ян Лучаня (вспомним имена сыновей Ян Лучаня: Фэнхоу, Баньхоу, Цзяньхоу, и далее – Шаохоу…), поскольку Патриарх Ли кланялся перед табличкой уже ушедшего Учителя Ян Лучаня. Прозвищем (хао) Ли Шусюня было «Жуйдун» (瑞东), храмовым или «алтарным» прозвищем в монастыре (алтарное имя даётся тому, кто принимает участие во внутренних ритуалах монастыря) «Белых облаков» (Байюань гуань, 白云观) – «Дао чан» (道昌). Все эти имена имеют смысл и связаны между собой – такова традиция имени в Китае. Посмотрим ещё к примеру, на имя и прозвище Конфуция: фамилия была Кун () и имя Цю (), прозвищем было Чжун-ни (仲尼). Отец Конфуция возносил мольбы о рождении сына на горе под названием Ницю (尼丘), которая находится в уезде Цюйфу провинции Шаньдун (родине Конфуция). Поэтому после рождения Конфуций получил имя «Цю». Прозвище Конфуция «Чжун-ни» связано с иерархией сыновей. Самого старшего в семье называли «Бо» () (вспомним старшего сына Ли Жуйдуна – Ли Боин), второго звали «Чжун» (), как в имени второго сына Ли Жуйдуна – Ли Чжунъин. Самого младшего называли иероглифом «Цзи» (). Отсюда видна тесная связь имени и конкретный смысл. 

Что касается прозвища Ян Лучаня, то, начиная с самых ранних книг по Тайцзицюань, словосочетание «Лучань» как только не писали:

  • ·         Сюй Юйшэн в своей книге «Разъяснения положений Тайцзицюань в схемах» (太极拳势图解), изданной в 1921 году, называет его “杨禄禅”. Последние два иероглифа прозвища можно перевести, как «счастливое созерцание», где третий иероглиф «чань» связан с буддийской школой созерцания – дъяна. Что конечно лишено всякого смысла;
  • ·         Чэнь Вэймин в книге «Искусство Тайцзицюань» (太极拳术), изданной в 1925 году пишет «露禅», что извините, на русском может означать «обнажённое созерцание-чань» или «разглашённый чань». Что ещё более бессмысленно;
  • ·         Сюй Чжии в книге 1927 года «Поверхностные разъяснения о Тайцзицюань» (太极拳浅说) называет Яна «露蝉» - тот же иероглиф «обнажённый», но уже с вариантом «цикады» () или того хуже – жабы (разнопись от, часто применяется вместо);
  • ·         Ян Чэнфу в своей книге 31-го года «Метод применения Тайцзицюань» (太极拳使用法) предлагает вариант, как у Сюй Юйшэна;
  • ·          Чэнь Яньлинь в книге, изданной в 1934 году, называет Яна, как и Чэнь Вэймин.


Имя Ян Лучаня согласно родословным Липай
В родословных книгах Липай Тайцзи, а также в своём предисловии, Ван Ланьтин пишет прозвище Яна следующими иероглифами – «禄躔», что не только отражает настоящий смысл прозвища и связан с его именем, но и выражает уважение своего Учителя. Попробуем немного разобрать имя и прозвище Ян Лучаня, предлагаемое Ван Ланьтином и следом, Ли Жуйдуном. Имя Яна было «Фукуй» (福魁), где «фу» () имеет смысл счастья, удачи или «счастливой ци» (福气). Иероглиф «Куй» () означает «главный» или «предводитель», а также «первую звезду» (куйсин, 魁星) в созвездии большой медведицы. Далее, иероглиф «лу» () имеет два смысла: первый – это пожелание счастья и преуспевания, второй – служебное благополучие и карьерный рост, государственное жалование (俸禄), которое даруется высоким чиновникам. Второй иероглиф «чань» () означает «следы» или «отпечатки» – например, с точки зрения космологии - следы прохождения в некой точке какого-либо небесного тела по орбите. Отсюда мы видим, насколько тесно связаны эти «Фукуй» и «Лучань». Если говорить в целом, то родители Ян Лучаня, дав ему такое имя и прозвище, надеялись, что их сын далеко продвинется по служебной лестнице, сможет занять высокий пост и оставить следы в истории. Это было их надеждой и напутствием начинающему свой путь молодому Ян Лучаню. Как показывает история Тайцзицюань - его родители оказались правы, так как, именно Ян Лучань оказал огромное влияние на дальнейшее распространение и развитие Тайцзицюань, оставив очень яркие следы в истории. 

Согласно всему вышеописанному, правильным написанием имени и прозвища Ян Лучаня, по всей видимости должны быть иероглифы: имя и фамилия «杨福魁» - Ян Фукуй, прозвище «禄躔» - Лучань.




Комментариев нет:

Отправить комментарий