четверг, 27 декабря 2018 г.

Ли Жуйдун и изучение Багуачжан.


Перевод с китайского языка и комментарии:
Константинов В.А.
 
 
Инь Фу
Некоторые занимающиеся говорят, что «Ли Жуйдун и Дун Хайчуань обменивались кулачным искусством. Дун обучил Ли багуачжан, а Ли передал Дуну 64 положения Тайцзи». Эта формулировка происходит от того, что Ван Ланьтин некогда поклонился Дун Хайчуаню. Ли Жуйдун изучал багуа у ученика Дун Хайчуаня Инь Фу (вторым его именем было Фуань). Инь «особенно виртуозно владел пером Чжуанъюань[1], его имя было широко известно среди пяти северных провинций», «князь Су, прослышав о нем, звал в столичную резиденцию, чтобы тот обучал его сыновей. Императрица Цыси восхищалась его умением и пригласила работать внутри дворца» (согласно статье Чжоу Сяна из книги «Предания о воинах севера»).
Знакомство Ли с Инь Фу состоялось после того, как они с Ван Ланьтином посещали Юэ Циншаня. Ли Жуйдун, изучая вместе с Инь Фу багуачжан, называл его старшим братом, потому что Инь передавал искусство от лица Учителя и изучение Ли багуачжан имело успех. Утверждение, что «Ли Жуйдун с Дун Хайчуанем обменивались кулачным искусством» является искажением фактов. В 6-й год правления под девизом Гуансюй династии Цин (1880 г), когда Ли Жуйдун появился в столице, Дун Хайчуань уже вошел в преклонные годы, был слаб телом и болен, в итоге уйдя из жизни в 8-й год правления Гуансюй (1882 г). 

Внук Ли Жуйдуна господин Фэн Фумин полагает: «Ли Жуйдун был названым учеником[2]Дун Хайчуаня». В самом начале могила Дун Хайчуаня находилась на обширной территории деревни Нюфан за пределами Дунчжимэнь (восточными воротами города), куда много раз Ли Жуйдун приходил вместе с Инь Фу, чтобы совершать обряд поклонения предкам. Согласно сведениям представителей Липай Ли Жуйдун изучил у Инь Фу «восемь больших ладоней» (бадачжан, 八大掌), «непрерывные ладони или ладони связанные в кольцо» (ляньхуаньчжан, 连环掌), «ладонь драконьей формы» (лунсинчжан, 龙形掌), «ладонь Тайцзи багуа» (багуа тайцзи чжан, 八卦太极掌), «пронизывание девяти дворцов» (чуаньцзюгун, 穿九宫) и «64 дорожки свободных рук багуа» (багуа саньшоу люшисы лу, 八卦散手六十四路). «Свободные руки багуа (64 дорожки)» является «исключительной техникой» в системе багуачжан, созданной Дун Хайчуанем, которая передавалась только лучшим ученикам во вратах багуа. Инь Фу относился к числу любимых учеников Дун Хайчуаня, впоследствии ставшим знаменитым мастером ушу. Среди представителей Липай до сих пор передается первоначальное предисловие «багуа саньшоу», написанное Инь Фу. Когда было написано это предисловие, Ли Жуйдуну было 55 лет и он уже был в родном доме в Уцине, целиком погрузившись в исследование, упорядочивание и систематизацию кулачных методов своей школы.
Старая стела с могилы Дун Хайчуаня.
Исследование и совершенствование-плавка багуачжан Ли Жуйдуна отличалось от других: он брал древние монеты (старые монеты) и изготавливал из них одежду, вес которой достигал 80-ми с лишним цзиней (прим. пер – более 40 кг) и надевал её каждый раз во время тренировки. С такой кольчугой на теле Ли совершал «хождение по кругу», но, вопреки ожиданиям, его движения были подобны «плывущим облакам и текущим водам»; он словно кружился и плыл по воздуху; его руки были словно шелковая вата; как будто на его тело был накинут золотой зонт, который внезапно то раскрывался, то закрывался – вид был очень могущественный и величественный. Был один учитель воинского искусства  по фамилии Люй, который часто упражнялся вместе с Ли в методах ладони. Ли как-то сказал ему: «Младший брат, твое мастерство нижнего уровня (сяпань) очень хорошее. Сейчас проделаю одну шутку -  помещу свою ладонь над твоей макушкой и посмотрю, сможешь ли ты подпрыгнуть. Давай-ка проверим». Люй изо всех сил сделал усилие, но в итоге так и не смог выйти из под контроля ладони Ли. Согласно рассказу Чжоу Сяна (ученик Люй Фэнчуня из школы Дун Хайчуаня , уроженец деревни Вафан уезда Уцин, также носил имя Чжоу Юйсян), как-то раз на площадке для тренировки воинского искусства в доме Ли, Ли Жуйдун попросил того сесть со сплетенными ногами на каменную плиту и закрыть глаза. Ли приложил ладонь к верхней части головы Чжоу, где располагается «фанцунь»[3] и сказал: «Сян, я приказываю тебе подняться!». Чжоу внезапно ощутил, как его тело отделилось от каменной плиты. Ли вновь сказал: «Сян, я приказываю тебе опуститься!». Чжоу вновь почувствовал, что его тело, висящее в воздухе, медленно опустилось. На самом деле Чжоу от начала и до конца не отрывался от каменной плиты – это  ци-кровь и дух в его теле поднимались и опускались вслед за испускаемой силой ладони Ли, что и привело к такому ложному ощущению. Это были чудесные умения внутренней работы метода эликсира и багуачжан (основано на записях Чжоу Сяна из книги «Предания о воинах севера»). Также записано, что Чжоу Сян «последним очень много общался с Ли Жуйдуном». Также по его словам «ближе всех жил к Жуйдуну». Смысл сказанного в том, что он близко проживал от Ли Жуйдуна или являлся ему самым близким человеком.
На фото: Чжоу Сян (в центре)
Автор книги «Предания о воинах севера» Ян Миньи случайно встретился с Чжоу Сяном в Тяньцзине и, «обсуждая принцип Тайцзи и багуа с Чжоу», поинтересовался у него относительно воинского мастерства Ли Жуйдуна. Чжоу ответил: « В кулачном искусстве господин был храбрым и совершенным». Тот вновь поинтересовался: «Можно ли было это увидеть?». Чжоу ответил: «однажды Жуйдун попросил погасить лампу и вытянул руки и в темноте было видно, как кончики его пальцев излучали свет». Ян был поражен, а Чжоу добавил: «Это было только у Жуйдуна, у других людей я не видел такого». Чжоу Сян хорошо владел искусством боя и багуачжан, став знаменитым мастером ушу конца династии Цин. Сейчас на Тайване еще есть продолжатели его линии.
Во времена Народной республики Ли Инъан в своей книге «Комментарии к записям тринадцати копий Тайцзи» говорит: «Собственное имя Би-цзы Ли было Ли Жуйдун, его Учитель Ван Ланьтин был  лучшим учеником Ян Лучаня из Школы Ян Тайцзи, не было никого в школе кто был бы лучше него.  Жуйдун…его имя прогремело на весь мир. Этот старец достиг высочайшей вершины в работе с ци внутренней семьи и добрался до такого рубежа, что мог нанести повреждение человеку, находясь на расстоянии от него». Смысл сказанного в том, что во вратах Тайцзи не было тогда человека, который бы мог превосходить по воинской работе Ли Жуйдуна. Воинское имя Ли Жуйдуна пользовалось известностью в конце династии Цин и начале Народной Республики. Он хранил в своем теле непревзойденные техники внутренней работы даосской передачи и достиг уже такого уровня, что мог нанести повреждение человеку, находясь на расстоянии от него. Так, однажды в Уцине появился один актер, который искусно подделывал леденцы на палочке, позоря людей искусства и не поддававшийся никаким упрекам со стороны толпы. Увидев проходящего Ли Жуйдуна он резко побежал, Ли Жуйдун поднял правую ладонь и издал громкий выкрик. В тот же момент он застыл на месте, повернулся к гостям и принес свои извинения, только после этого [Ли] его отпустил. Отсюда в уезде люди прозвали Ли Жуйдуна «умеющим прилипнуть к человеку на расстоянии» (через пустоту).


[1]Перо чжуанъюань (状元笔): один из видов скрытого оружия по форме кисти для каллиграфии
[2]Названный ученик:寄名弟子
[3]方寸

3 комментария:

  1. актер, который искусно подделывал леденцы на палочке, позоря людей искусства и не поддававшийся никаким упрекам со стороны толпы.


    эээ? что?

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно бы посмотреть оригинал. Может автор даст ссылку? Если можно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это текст из книги, в эл виде нет в инете.

      Удалить