Автор текста: Чжан Чжэньфа
Перевод c китайского языка
и комментарии: Константинов В.А.
В тринадцатый год под
девизом Тунчжи династии Цин (1874 г) Ван Ланьтин начинает свое «Предисловие» со
слов:
«В полнолуние третьего месяца знаков И-Мао девиза Тунчжи я бесконечно
наслаждался тренировкой двенадцати связанных кулаков Чжоу Юэту, и как раз в это
время меня пришел навестить товарищ Фу Чжунцюань[1]…»
(двенадцать связанных кулаков – это двенадцать связанных кулаков семьи Юэ,
также называемые кулак семьи Юэ или кулак двенадцати форм, созданных Юэ Фэем,
которые тайно передавались в провинции Шэньси, а после обнаружились в миру). Смысл
написанного в том, что в шестой год под девизом правления Тунчжи династии Цин
(1867 г.), Ван Ланьтин еще занимался двенадцатью связанными кулаками Чжоу Юэту,
как помешанный. Как раз, в это время, к нему пришел хороший друг Фу Чжоу.
Отсюда понятно, что в это время Ван Ланьтин еще не соприкоснулся с Тайцзи, но
после слов Фу Чжоу о том, что «Тайцзицюань одерживает сотню побед в сотне
схваток ина самом деле стоит выше всех искусств», Ван Ланьтин «достиг городских
ворот и поклонился господину Ян Лучаню».
Генерал Юэ Фэй |
Юэ Фэй
(1103-1142 гг) носил второе имя Пэнцзюй и из-за того, что дал отпор царству
Цзинь и накопил заслуги, император Сунской династии жаловал ему посмертный
титул «Э - Ван» и присвоил посмертное имя «У-му» (особое посмертное имя,
которое присваивалось выдающемуся человеку исключительных способностей и
заслуг). Юэ Фэй
стал почитаться потомками, как народный герой. Он имел пять сыновей и две
дочери: старший сын Юэ Юнь, второй сын Юэ Лэй, третий сын Юэ Линь, четвертый
сын Юэ Чжэнь, пятый сын Юэ Тин, старшая дочь Юэ Аньнян и вторая дочь Юэ Инпин.
Согласно «Записям уезда Хуанмэй»[2]
и «Родовым книгам семьи Юэ»[3]
(Юэцзя цзунпу), Юэ Фэй перед кончиной передал составленные им кулачные
родословные (цюаньпу) сыновьям Юэ Чжэню и Юэ Тину.
После его
смерти Цинь Хуэй хотел уничтожить всю его семью, и его сыновьям Юэ Чжэню и Юэ
Тину пришлось сбежать в провинцию Хубэй в уезд Хуанмэй ниже заставы Улан (Улан
гуань), где они и продолжили свой род. После того как им удалось избежать
смерти от рук Цинь Хуэя, они упорядочили «Наследственные
книги У-му»[4],
которые хранили в тайне под семью печатями, передавая своим ученикам. В 1987
году потомок Юэ Фэя в 27-м поколении Юэ Цзинь передал древнюю рукопись
«Наследственные книги» государству. Центральное телевидение CCTV сделало об этом
подробный репортаж. Более того, удовлетворенные этим событием администрации уезда
Хуанмэй провинции Хубэй и уезда Уцин города Тяньцзиня направили ходатайство,
чтобы «Кулак семьи Юэ» и «Лиши Тайцзицюань» в 2014 году вместе были внесены в «Список нематериального культурного
наследия». Также администрация уезда Хуанмэй причислили могилы Юэ Чжэня и
Юэ Тина к местонахождению древних культурных
останков.
За всю свою жизнь Юэ Фэй оставил
два сочинения – это сборник стихотворных текстов
«Наследственные тексты Юэ У-му»[5] и сборник кулачных
родословных записей семьи Юэ «Наследственные книги Юэ У-му», также называемые
«Кулачные родословные семьи Юэ»[6]. Главным кулачным методом
семьи Юэ был «Юэши синьилюхэцюань» (также носил название «Кулак двенадцати
форм» Юэши синьилюхэ). В годы народной республики академией Гошу Тяньцзиня была
выпущена книга «Разъяснение смысла кулачного искусства Синъи»[7], в которой говорилось о
том, что созданный Юэ У-му синьицюань является материнским телом синъицюань, который появился позже. В
книге «Рыцари синъицюань»[8], изданной в 2009 году
также разъясняется: «В 1856 году уроженец
уезда Шэньчжоу провинции Хэбэй Ли Лаонэн[9],
извлек сущность тысячелетней народной
культуры и, развив синьицюань, создал синъицюань. Спустя несколько поколений
непрерывного практического опыта синъицюань постепенно сложился в целостную систему
принципов и методов».
Записи уезда Хуанмэй |
«Большой словарь китайского ушу»[10] говорит: «Синъицюань отделился от Синьилюхэцюань в свою отдельную систему».
В изданной в 1929 году книге «Разъяснения
смысла синъицюань. Главные секретные наставления по синъицюань верного
воинского Вана Юэ» есть такие слова: «Синъицюань
является творением верного воинского Вана Юэ, в котором соединяются пять устоев
и двенадцать сводов и в единое целое сведены сущность и функция…если достигнешь
в тренировке того, что кулак не будет иметь кулака, а намерение – намерения,
только тогда истинное намерение сможет дойти до своего предела». Также в
книге говорится о том, что этот кулак «исходит
от великого учителя Да Мо, у которого он назывался внутренним каноном
(нэйцзин). Когда же пришла пора династии Сун, Юэ Фэй тщательно исследовал смысл
внутреннего канона».
Надгробие сыновей Юэ Фэя - Юэ Чжэня и Юэ Тина |
«Разъяснение смысла кулачного
искусства синъи» гласит: «Двенадцать форм
– изначальный принцип животных форм, пребывающих между Небом и Землей, поэтому
называется синъицюань». Двенадцать форм – это формы медведя, льва,
обезьяны, лошади, тигра, кошки, петуха, ласточки, орла, журавля, перепела и
дракона[11]. Липай называет их «единой
цепочкой пяти птиц и шести зверей», в которой берутся образы и смысл этих форм,
что относит этот кулак к редкостным видам. В Липай есть выражение, что кулачные
методы «содержат южную, северную школу и кулачную школу провинции Шаньси».
«Кулачная школа провинции Шаньси» означает «синьи (люхэ) цюань, который родился
в провинции Шаньси. Кроме того, с древнейших времен Шаньси была богата на
храбрецов. В «Исторических записях.
Жизнеописание наемников»[12]
занесено: «Цзин Кэ (тот, кто покушался на
жизнь императора Цинь) во время странствий проходил район Юйцы и беседовал об
искусстве меча-цзянь с Гэ Нэ». Хао Чжао из царства Вэй, Хао Чжун династии
Тан и братья Ся Шоуен и Ся Шоубинь династии Сун – все были высокими мастерами
воинского мира и вышли родом из Шаньси.
«В
годы Сяньфэн династии Цин активность ушу провинции Шаньси еще более возросла,
особенно среди синьицюань». Очевидно, что «Кулак 12-ти форм Юэши синьи»
относится к старым кулачным видам.
С
древности законы во вратах семьи Юэ были очень строгими, нарушивший их должен
был «пустить кровь в золотую чашу перед пьедесталом патриарха». Потомок семьи
Юэ в 24-м поколении Юэ Циншань (люди называли его второй господин Юэ) был
страстно увлечен кулачным методом своего рода и достиг его истинной сущности.
Его гунфу было очень глубоким, однако он не передавал искусство внешним людям,
поэтому мало кто знал о нем. Представители передачи Липай почтительно называют
супругу Юэ Циншаня «второй госпожой Юэ» (она была из рода Сюэ). Семейство Юэ Циншаня
относилось к линии семьи Юэ из уезда Хуанмэй,
к потомкам Юэ Тина или Юэ Чжэня.
Цюаньпу семьи Юэ (Цюаньпу У-му) |
Предки Юэ
Циншаня в годы Хунъу (1368-1398 г.г.) династии Мин после событий
«избегание опасности»[13] императора Чжу Ди
переместились из уезда Хуанмэй провинции Хубэй в округ Шэньчжоу
провинции Хэбэй. В годы Гуансюй (1875—1908гг.) династии Цин в поисках средств к
существованию Юэ Циншань пошел работать телохранителем и прославился на четыре
стороны света, его называли «громогласный телохранитель». После чего он
переехал жить в столицу на большую улицу Гулоу (гулоу дацзе), хотя иные
говорят, что проживал в районе западного города (сичэн), что, впрочем,
соответствует истине, так как после он переместился в район Лоугусян. Ван
Ланьтин сильно восхищался Юэ Циншанем и гунфу семьи Юэ и привел Ли
Жуйдуна, чтобы тот навестил его.
Ван и Ли своим преклонением перед геройством семьи Юэ и упорным желанием
изучать семейное гунфу растрогали Юэ Циншаня и госпожу Юэ. Юэ Циншань ранее уже
слышал о воинской славе Ван Ланьтина, но вот с Ли Жуйдуном, имеющим в мире «рек
и озер» прозвище «Молодой Мэн Чан», познакомился только сейчас. Когда Ван
Лантин привел Ли Жуйдуна поклониться Юэ Циншаню, это, должно быть, было между
десятым и двенадцатым годами Гуансюй
династии Цин (1884-1886 гг.).
Согласно сведениям старшего
поколения Липай Юэ Циншань был человеком непринужденным и непосредственным,
любил пошутить. Он рассказал Ли Жуйдуну историю о Мэн Чан-цзюне. Говорят, что у
Мэн Чан-цзюня было около тысячи приживальщиков, среди которых один был особенно
бедным. Он отыскал Мэн Чан-цзюня и пожаловался на свое положение. Мэн Чан-цзюнь
позволил ему жить на своем постоялом дворе. Прошло немного времени, как тот
вновь запел ему о своих нуждах: «О, мой длинный меч! Вернёмся-ка мы домой, еда
совсем без рыбы!». Мэн Чан-цзюнь разместил его на «дворе для почетных гостей».
Спустя какое-то время, тот опять запел: «О, мой длинный меч! Вернемся-ка мы
домой, выезжаю без паланкина!» После того как Мэн Чан-цзюнь услышал это,
разместил его на «дворе для заместителей» и снабдил повозкой для выходов.
Вскоре тот вновь запел свою песню: «О, мой длинный меч! Вернемся-ка мы домой,
нас не считают семьей!»Посторонние начали испытывать к нему отвращение и
осуждали его, что он не знает меры. Однако Мэн Чан-цзюнь даровал его семье
содержание. После этого тот уже не пел свои песни. Это причина истории
«подшучивания Юэ Циншаня над Би-цзы Ли», которую рассказывали посторонние люди.
Ли Жуйдун был крупного
телосложения, от природы был простым и наивным, глубоко образованным и
воспитанным. Он был вежливым и спокойным и еще - помешанным на парном
совершенствовании военного и гражданского, благородно совершенствуя, исследуя и
упорно стремясь к духу наследственной передачи линии Дао. В условиях
социального фона того времени поздней династии Цин он произвел на Юэ Циншаня
неодинаковые впечатление и ощущение по сравнению со многими другими
практикующими воинское искусство. Ван Ланьтин с Ли Жуйдуном еще более были
покорены той внушительной энергией и «обликом бессмертного», которые исходили
от Юэ Циншаня и его жены.
Пекинцы рассказывают, что под
алтарем предков в доме Юэ Циншаня
хранилась каллиграфия «вернем наши реки и горы», написанная собственноручно
Юэ Фэем,
а также стихи Юэ Фэя «Река наполнилась красным»[14].
Стихи Юэ Фэя ниже:
С
башни к Небу с мольбою взываю.
Но
меня Небо слушать не хочет,
Только
ветер в ответ завывает.
Даль
на тысячи ли потемнела,
Лунный
свет не пробьется сквозь тучи...
В
тридцать лет не карьеры, а дела,
Жаждет
подвига дух мой могучий.
Я
не стану вздыхать понапрасну,
Седины
ждать в безделье не стану.
Как
смотреть на позор безучастно?
Запятнал
он правленье Цин-кана!
Дав
присягу на верность заранее,
Буду
я и страдать, и томиться,
Если
с боем в проход Хэланьшаня
Не
ворвусь на своей колеснице.
Долг
священный в сраженье исполню,
Сердце
варвара вырву живое
И
бокал за беседой наполню
Кровью
гунна, сраженного мною!
Вновь
порядок все отчие земли
Обретут
под моею рукою.
И
тогда, императору внемля,
Я
предстану в дворцовых покоях».
Автор статьи
господин Чжан Чжэньфа (справа)
с потомком семьи Юэ в 35-м поколении
господином
Юэ Чанхуном (в центре)
|
После смерти Юэ Фэя четвертый сын
Юэ Чжэнь и пятый сын Юэ Тин сбежали ниже Уланшань уезда Хуанмэй провинции Хубэй
и продолжили там свой род, вместе с тем упорядочив «Наследственные книги Юэ У-му»,
также называемые «Кулачные родословные записи семьи Юэ». Удивительным является
то, что Первоучитель Липай Юэ Циншань принадлежал к потомкам семьи Юэ уезда
Хуанмэй по линии Юэ Чжэня или Юэ Тина, а ученик (дицзы) представителя третьего
поколения передачи Липай из Уцина господина Чжэн Бинчжана - Юэ Чанхун, является потомком семьи Юэ из
уезда Хуанмэй по линии Юэ Тина в 35-м поколении. Сейчас он проживает в Уцине в
местечке Ванцинто. Согласно «Родовым
записям» (цзунпу)[15] семьи Юэ местечка
Ванцинто предки Юэ Чанхуна во времена цинской династии в годы Канси (1662 —
1722 гг.), чтобы избежать наводнения, переместились из уезда Цзинхай города
Тяньцзиня в Уцин. Дед Юэ Чанхуна – Юэ Жулян еще обучал кулаку семьи Юэ
(Юэцзяцюань) и копью семьи Юэ (Юэцзяцян). Ко времени поколения Юэ Чанхуна на
основе унаследованного гунфу семьи Юэ, постепенно начали изучать кулачные
методы Липай. Юэ Чанхун до сегодняшнего времени сохранил рукописи «Тайцзи цюаньпу»[16]
третьего сына Ли Жуйдуна– Ли Цзиина, а также множество драгоценных
фотографий Ли Цзиина и Чжэн Бинчжана. Во время визита автора к Господину Юэ Чанхуну,
он подробно рассказал об участии в памятных собраниях потомков Юэ Фэя,
проводимых в стране и ситуацию с рукописью Ли Цзиина «Тайцзи цюаньпу», которая
передавалась из поколения в поколение…
Продолжение следует…
[2] 《黄梅县志》
[3] 《岳氏宗谱》
[4] 《武穆遗书》
[5] 《岳武穆遗文》
[6] 《岳家拳谱》
[9] Ли
Лаонэн (李老能),
второе имя Ли Лонэн (李洛能), уроженец уезда Шэнь провинции
Хэбэй, родился в 1808 году и умер в 1890 году. Считается Патриархом стиля
Синъицюань (形意拳). Автор «Кулачных записей Синъицюань» (形意拳谱)
[10] Большой
словарь китайского ушу (中国武术大辞典) издан в 1990 году.
[11] Не путать «Кулак 12-ти форм Юэши Синьилюхэ» и «12
форм» хэбэйского Синъицюань. Двенадцать форм хэбэйского Синъицюань – это формы:
дракона, тигра, обезьяны, лошади, петуха, аллигатора, орла, медведя, змеи,
ястреба, ласточки и форма птицы «тай», иероглиф для которой придумали
предшественники. Сегодня есть несколько мнений на счет значения этого
иероглифа. «Кулак 12-ти форм Юэши синьилюхэцюань», передаваемый в Липай – это формы:
медведя, льва, обезьяны, лошади, тигра, кошки, петуха, ласточки, орла, журавля,
перепела и дракона.
[13]
Император минской династии Чжу Ди (朱棣), чтобы избежать
опасности, поднял армию против императора Хуэя (惠帝)
и провозгласил себя новым императором. Это событие вошло в историю под
названием «поднять бунт, чтобы избежать опасности» (靖难之变)
[14] «Реки
наполнились красным» (满江红)
- известные стихи Юэ Фэя. В тексте приводится перевод стихов В. Панасюка
[15] 《宗谱》
[16] 《太极拳谱》